Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основе конституционных и иных полномочий.
Нормативно-правовые акты издаются различными правотворческими органами государства. Все эти акты имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на самых различных субъектах и так далее. Поэтому с течением определенного времени между изданными правовыми актами могут возникать противоречия. Выход находится в систематизации законодательства.
Систематизация законодательства.
Это форма правотворческой деятельности является наиболее распространенным явлением в Российской Федерации и практически каждому органу государства предоставляется право издавать нормативно-правовые акты.
Виды и принципы правотворчества.
Сюда входит отмена актов, потерявших юридическую силу, внесение дополнений, изменений, поправок в действующий нормативный акты и систематизация нормативно-правовых актов.
Упорядочение действующего права в связи в изменениями, внесенными в него новым нормативным актом.
Правотворчество – это очень сложная деятельность по формулированию общих правил поведения и правотворчество можно подразделять на виды по разным основаниям:
I. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на:
1. Непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;
По своему характеру референдум может быть:
· Контрольным – это всенародное согласование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции;
· Консультативный референдум – то голосования, проводимое по требованию определенного числа избирателей;
· Плебисцитарный референдум – это референдум, результаты которого не обязательны для исполнения в силу того, что имеют рекомендательный характер;
2. Правотворчество государственных органов;
3. Правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
4. Правотворчество органов местного самоуправления;
5. Локальное правотворчество, которое осуществляется на предприятии, в учреждении, организации;
6. Правотворчество общественных организаций;
II. В зависимости от значимости правотворчество делят на:
1. Законотворчество – правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативно-правовые акты, обладающие наивысшей юридической силой;
2. Делегированное правотворчество – правотворческая деятельность органов исполнительной власти (например, Правительство принимает нормативно-правовой акт по поручению парламента);
3. Подзаконное правотворчество.
Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между нормами права, отменяются или изменяются устаревшие нормы права и так далее. В настоящее время существуют следующие формы систематизации:
I. Инкорпорация.
Она представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания. В результате инкорпорации происходит только внешняя обработка нормативно-правового акта, содержание не пересматривается.
Существует два вида инкорпорации:
1. Официальная инкорпорация – это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников нормативно-правовых актов.
Издаваемые сборники законодательства имеют официальный характер и на них можно ссылаться в процессе правоприменительной деятельности. Существует два вида официальной инкорпорации:
· Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. Примером такого сборника является собрание законодательства Российской Федерации.
· Предметная (систематическая) инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку (например, по отраслям права, по институтам права, по сферам государственной деятельности).
2. Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Как правило, такую инкорпорацию проводят ученые-практики, ведомственные учреждения и так далее. Такие сборники не являются официальной формой опубликования.
II. Кодификация.
Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Особенности кодификации: