Разложение первобытнообщинного строя. Появление государства.

Род также давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Таким образом, род является основной начальной ячейкой человеческого общества при первобытнообщинном строе. Отдельные рода объединялись в более крупные объединения. Образовывались племена.

Благодаря успехам археологии, этнографии, представления о первобытнообщинном обществе, эпохах и тенденциях его развития к настоящему времени существенно обогатились. В 50-х годах прошлого столетия было сделано открытие, которое нанесло ощутимый удар по теории эволюции. Было обнаружено, что все живое на земле, от бактерий до человека, имеет единый биологический код. И если бы жизнь на нашей планете возникла и развивалась бы по Дарвину, то этого не должно было бы быть. Получается, что род человеческий произошел от единой праматери. Совсем недавно японские исследователи это успешно подтвердили, то есть, что люди произошли от одной женщины.

Чтобы теоретически правильно подойти к вопросу о государстве и праве, необходимо рассмотреть их историческое происхождение.

Происхождение государства и права.

Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличается определенным уровнем и характером общественных отношений (культурных, экономических, религиозных). Самым крупным и длительным этапом в жизни общества было время, когда не было ни государства, ни права. Этот период охватывает тысячелетия, от появления на земле человека и до возникновения классовых обществ и государств. В науке за ним закрепилось название первобытного общества или общинно родового строя. Первобытная организация была самой протяженной в истории человечества. По мнению ученых, археологов, её нижняя грань датируется временем не менее 1.5 миллионов лет назад, а некоторые авторы относят ее и к наиболее отдаленному времени. Верхняя грань первобытности колеблется в пределах последних 5 тысяч лет.

В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертом-третьем тысячелетия до н.э, в Европе – в первом тысячелетии до н.э, в Америке – в первом тысячелетии н. э, в других частях земного шара – еще позднее.

Первобытное общество в своем развитии прошло следующие эпохи:

1. Эпоха праобщины или первобытного человеческого стада. Содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованного от пралюдей, и она характеризуется завершением биологического развития самого человека.

2. Эпоха первобытной или родовой общины. Эпоха открывается возникновением первых прочных форм социальной организации – рода и родовой общины. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяли как родовой строй. Род или родовая община – это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом кровном родстве, а также общности имущества и труда. Членов рода объединяет кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества.

Родовой строй у многих народов проходил в 2 этапа:

1. Матриархат (материнский родовой строй).

2. Патриархат (отцовский родовой строй).

В эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Женщина играет важную роль в общественном производстве. Она, как и мужчина участвует в добывании средств к жизни, однако её труд, состоящий в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное, в обработке земли с помощью примитивной мотыги, был намного производительнее труда мужчины-охотника. Вместе с тем, родство определялось по материнской линии – это вторая причина, объясняющая главенствующее положение женщины в родовой общине. Мужчины были менее значимы в то время. Но, когда скотоводство, земледелие, плавка металла, изготовление орудий труда, оружия стало уделом мужчины, тогда они стали играть решающую роль в общественном производстве, и главенствующие положение в родовой общине переходит к мужчине. Произошли серьезные изменения в брачно-семейных отношениях. Родство отныне стало определяться по мужской линии.

Для рода, как первичной организации первобытного общества присущи следующие признаки:

1. Род – это личный, а не территориальный союз. Объединение людей не связывалось с какой-либо территорией. Рода могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась.

2. В родах существовало общественное самоуправление. Управление родовой общиной, в которую входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осуществлял старейшина, который избирался всеми членами рода. Должность старейшины- не наследственная, и могла быть замещена любым членом рода, как мужчинами, так и женщинами. На время военных действий, возникающих в результате столкновений между родами, избирался военачальник. Выборный старейшина и военачальник трудились наравне с членами рода, и род в любое время мог их сместить. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытнообщинную демократию (потестарная власть).

3. Для рода свойственно единство, взаимопомощь и сотрудничество. Возникшие вопросы решались общим собранием всех членов рода, а старейшина приводил эти решения в жизнь. Споры между членами рода разрешались обычно теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением и оно, как правило, состояло в наложении обязанностей за провинность. Крайняя форма наказания – изгнание из рода.

4. Эпоха первобытной соседской общины. Во многих, хотя и не во всех обществах, эта эпоха открывается появлением на смену камню металла и повсюду прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности, ростом избыточного продукта, распространением грабительских войн из-за накопленных богатств. Общественная власть не была анархией, хаосом. Совместная жизнь и коллективный труд требовали поддержания определенного порядка, соблюдения определенных правил поведения. Такими правилами поведения стали обычаи, которые не требовали создания особого аппарата принуждения, основывались на привычках, традициях, авторитете старших поколений, нравственных, религиозных воззрениях людей. Нормы первобытного общества называют мононормами.

Следующий эволюционный этап в развитии общественного производства был связан с переходом от присевающего хозяйства к производящему (скотоводство, земледелие). Этот процесс, по данным археологии, этнографии начался 10 – 12 тысяч лет назад и продолжался у некоторых народов несколько тысячелетий. Этот процесс получил название неолитической революции, поскольку произошел в период позднего неолита на рубеже перехода к эпохе бронзы. Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, он справедливо обозначается как революция. Такая периодизация позволяет для теории государства и права четко определить, какие формы организации власти функционировали в обществах с присваивающей экономикой, а какие в обществах с производящей экономикой. Все эти стадии, эпохи прошли все племена и народы, вставшие на путь цивилизации.