Первый этап. 1985–1986 гг. – «улучшения социализма» на базе старых постулатов.

«Рационально-социалистический» подход утвердился в среде политиков в андроповские и черненковские времена и предопределил характер преобразований 1985–1986 гг. Главная идея: социализм имеет огромные неиспользованные резервы, необходимо ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом. На апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС была определена цель преобразованийускорение социально-экономического развития страны.

Предполагалось увеличить темпы роста национального дохода, активизировать социальную политику и добиться этого через перегруппировку и концентрацию сил и средств на ведущих направлениях – прежде всего за счет внедрения достижений научно-технического прогресса в машиностроении и других прогрессивных наукоемких отраслях.

Реализация курса представлялась возможной при использовании следующих резервов:

– модернизации предприятий (технологическое перевооружение машиностроения, рационализация и механизация производства);

– полной загрузке имеющихся производственных мощностей;

– повышении качества продукции;

– активизации «человеческого фактора» (укрепление дисциплины, в том числе технологической и дисциплины труда; правильная расстановка кадров, повышение ответственности за порученные участки работы и др.).

Все это позволяет рассматривать мероприятия 1985–1986 гг. как определенную целостную систему.

Повысить эффективность использования новой техники были призваны решения о проведении аттестации рабочих мест (12.09.1985) и о переводе предприятий, имеющих высокопроизводительное современное оборудование, на трехсменную работу.

Ситуация в экономике усугублялась двумя административными кампаниями. По инициативе ЦК КПСС и Совета Министров СССР (07.05.1985) была проведена антиалкогольная кампания. Проведенные мероприятия имели определенный экономический эффект: снизились показатели травматизма и смертность людей, уменьшились потери рабочего времени и число разводов по причине пьянства и алкоголизма, сократилось хулиганство. К числу издержек кампании относят: спешное закрытие магазинов, винно-водочных заводов, вырубку виноградников, свертывание производства сухих вин; сокращение выпуска пива; массовое развитие самогоноварения, повлекшее исчезновение сахара, массовые отравления. По даннымМ. Горбачева, бюджет недополучил 37 млрд. руб. Отрицательный политический эффект кампании был усилен тем, что она явилась одним из наиболее «видимых» и ярких источников финансовой разбалансированности, происхождение которой носило многоплановый характер. В 1988 году были отменены ограничения на продажу алкоголя, и кривая потребления поползла вверх.

Другая кампания –по борьбе с «нетрудовыми доходами» – была организована по решению ЦК КПСС (15.05.1986). Население призывалось к искоренению частнособственнической психологии как чуждой природе социализма. Кампания также имела негативные последствия: усилился административный произвол, сократилось количество тепличных хозяйств. В борьбе с нетрудовыми доходами реально пострадали люди, выращивавшие свою продукцию и продававшие ее на рынках, в то же время, дельцы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью аппарата, по-прежнему процветали.

Административный ресурс управления на первом этапе преобразований активно использовался не только в промышленности, но и в других сферах. Стремлением ослабить бюрократизм и ликвидировать ведомственность было продиктовано создание Госагропрома (1985) на базе пяти министерств и одного госкомитета, которые отвечали за производство, хранение, переработку сельхозпродукции. Административные преобразования не изменили ситуацию с продовольствием. Результатом реорганизации стал рост аппарата управления. Несмотря на неоднократные постановления о расширении хозяйственной самостоятельности производителей, о стимулировании труда сельских тружеников, на практике преобладали командные методы управления сельским хозяйством.

Итак, для первого этапа реформирования экономики, как и для первого этапа перестройки, было характерно:

1) использование традиционной модели «ускорения социально-экономического развития

общества»;

2) преобладание административных подходов к решению экономических проблем;

3) декларирование экономических методов регулирования хозяйства;

4) традиционализм в определении приоритетов.

Модель «ускорения социально-экономического развития» не дала позитивных результатов и усугубила основные проблемы. Реформирование экономики, следуя установившимся стереотипам, начали с тяжелой промышленности, машиностроения, а правильнее было бы начать с сельского хозяйства, с легкой и пищевой промышленности, то есть с тех отраслей, где возможна быстрая и наглядная отдача, что укрепило бы социальную базу перестройки.

Возможности мобилизационной общественной системы были исчерпаны.

Второй этап.1987–1989 гг. – этап либерализации экономики.

Начало этапу положил январский (1987) пленум ЦК КПСС, на котором М. С. Горбачёв изложил новую идеологию и стратегию реформ. Он выдвинул идею осуществления демократизации общественной жизни и экономических реформ одновременно. В июне 1987 г. была одобрена экономическая реформа, в основу которой положены разработки Л.И. Абалкина, Т.И. Заславской и других. Провозглашался переход от административных методов руководства к экономическим. Фактически в экономике был взят курс на соединение плана и рынка, строительство социалистического рыночного хозяйства, то есть регулируемого рынка. Основными документами, которые должны были способствовать строительству социалистического рынка, стали законы: «О государственном предприятии» (1987), «О кооперации» (1988), «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1988).

Экономическая реформа предусматривала:

1.Расширение самостоятельности предприятий на принципе хозрасчета и самофинансирования, предоставление права выбора руководителя..

2. Переход с директивного плана на государственный заказ.

3. Сокращение численности министерств и ведомств.

4. Развитие частной инициативы. Постепенное возрождение частного сектора. Этому должны были способствовать законы «О кооперации» и «Об индивидуальной трудовой деятельности». Предусматривалось развитие индивидуального труда в 30 видах деятельности, в том числе в сфере ремесленных промыслов, бытового обслуживания. Кооперативные предприятия, наряду с государственными, признавались звеном народно-хозяйственного комплекса страны. Цель новой формы деловой жизни – способствовать насыщению потребительского рынка товарами и услугами.

5. Расширение форм хозяйствования на селе. Признание равенства пяти форм хозяйствования на селе: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

6. Отказ от монополии на внешнеэкономическую деятельность. Предусматривалось дать право ряду министерств самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции на внешнем рынке, а также создавать смешанные предприятия с участием зарубежных фирм.

Результаты экономической реформы, рекламируемой как радикальные преобразования, были следующими:

– сокращение производства в сельском хозяйстве;

– неудача в осуществлении «радикальных преобразований хозяйственного механизма», т. к. отсутствовали рыночные механизмы закупки сырья и сбыта готовой продукции предприятиями. Отсюда и стремление директоров предприятий получать максимальные государственные заказы, которые предусматривали централизованное обеспечение сырьем и реализацию продукции;

– усиление дисбаланса между отраслями экономики;

– рост бюджетного дефицита и углубление инфляции;

– обострение продовольственного кризиса;

– легализация теневой экономики и ее капиталов.

Ежегодно отмывалось до 90 млрд руб. Советская номенклатура (партийные работники, директора предприятий, чиновники министерств, генералы ВПК, КГБ и др.) начала приватизацию государственной собственности при сохранении своей власти (1988).

Главным противоречием в советском обществе либерал-демократы считали противоречие между номенклатурой, имеющей власть, и советским государством, владеющим собственностью. Ставилась задача ; позволить номенклатуре приватизировать государственную собственность, «сделать» номенклатуру буржуазной. Все это должно было привести к формированию частной собственности, среднего класса, гражданского общества, демократического государства;

– создание регулируемого (номенклатурой) рынка товаров, денег, услуг;

– возникновение ООО (обществ с ограниченной ответственностью), ТОО (товариществ с ограниченной ответственностью), СП (совместных предприятий) при государственных предприятиях.

Итак, бюрократы сохранили за собой контроль над собственностью. Постепенно формировалась лжегосударственная форма существования частного капитала. Этапом ее формирования были Закон «О кооперации», выборность директоров предприятий, безответственность перед народом. Именно в 1988–1991 гг. появились владеющие крупными состояниями «новые русские». Это была золотая пора советской элиты.

Третий этап. 1990–1991 гг. – попытка углубить реформирование экономики.

К 1990 году стало ясно, что экономический кризис, как и политический, и идеологический, углубляется. Время реформ было упущено еще в 1964 году. «Коммунистические демократы» М. С. Горбачёв, Е. К. Лигачёв и другие по-прежнему предлагали улучшить советское общество без отказа от социализма. Б.Н. Ельцин и Е.Т. Гайдар ориентировались на буржуазно-либеральную модель общества.

В 1990 году были приняты Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР» и постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», направленные на содействие формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. Для этого была реорганизована банковская система, созданы коммерческие и кооперативные банки.

В 1990 году разработано несколько проектов антикризисных программ – альтернативных планов перехода к рыночной экономике.

Правительственная программа Н.И. Рыжкова Л.И. Абалкинапредполагала поэтапное введение рыночных механизмов (в течение 6 лет), сохранение государственного
сектора в экономике (на длительное время), контроль государства над частным сектором. Это «прусский путь» рыночной трансформации общества.

Программа «500 дней» С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду, приватизацию, снятие государственного контроля за ценами, допущение регулируемой безработицы. Авторы программы заявляли, что за 500 дней можно вывести страну из кризиса, перейти к рыночной экономике.

Верховный Совет СССР (осень 1990 г.) не поддержал ни один из проектов и поручил М. С. Горбачёву сформировать рабочую группу с целью разработки нового варианта программы на основе имеющихся проектов. Она получила название программы Аганбегянаи была скорее декларацией, а не программой перехода к рынку. Союзные республики отказались принимать ее к исполнению.

В декабре 1990 года была осуществлена реорганизация союзного правительства. Совет министров получил название Кабинета министров и стал подчиняться Президенту. Кабинет министров под руководством В. С. Павлова предпринял попытку стабилизировать финансовую систему. Денежная реформа (январь 1991) была направлена на выявление теневых денежных средств. Были повышены цены на потребительские товары и услуги (апрель 1991). Это привело к тому, что индекс стоимости жизни удвоился. Все эти меры не способствовали оживлению производства. Продолжался спад в экономике, увеличилось несоответствие товарной и денежной массы. Реформирование экономики не привело к значительным позитивным результатам, сказались непоследовательность, осторожность реформаторов.