Изменения в политической иерархии
План
Лекция 8.3. СССР в 1953 –1964 гг. Десятилетие Н.С. Хрущёва
Права и обязанности сторон, участвующих в деле.
Если исковое заявление подписано представителем истца, прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия на предъявление иска.
В заявлении прокурора, государственных или иных органов, обратившихся в суд в предусмотренных законодательством случаях в защиту государственных или общественных интересов, а также защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, должно содержаться обоснование того, в чем заключается государственный или общественный интерес, какое право нарушено, а также ссылка на акты законодательства. В случае обращения в хозяйственный суд в интересах других лиц прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление иска в их интересах.
Ст. 39. ХПК Республики Беларусь (Аналогичная статья имеется в ГПК).
Лица, участвующие в деле, имеют право:
1) знакомится с материалами дела, делать выписки из них;
2) заявлять отводы;
3) представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
4) с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам;
5) заявлять ходатайства;
6) давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
7) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
8) обжаловать судебные акты;
9) пользоваться иным процессуальными правами, предоставленными им настоящим Кодексом.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, в случае неисполнения которых наступают последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законодательными актами.
1. Изменения в политической иерархии.
2. Экономическая и социальная политика.
Выводы.
По утверждению исследователя Г.А. Авторханова, сталинский режим держался «…организацией и техникой советской политической полиции, в которой самому Сталину принадлежит роль первого полицейского».
В течение 30 лет И. Сталин доминировал в политической жизни общества. Атрибутивно он сохранил российскую традицию наследования власти, придав своему режиму черты необходимой легитимности. Формула «Сталин – это Ленин сегодня» означала, что к власти пришел законно «самый верный и последовательный ленинец». Он был заинтересован в сохранении внешней формы наследования, но не в сильном «наследнике». У него не было «наследников», было «окружение». Действовала система устранения возможных конкурентов. В 1952 г. он готовил новую крупную перестановку кадров в верхнем эшелоне руководства. Нарастающий кризис в руководстве КПСС разрешился 5 марта 1953г. смертью И.В. Сталина.
Период с марта по август 1953 г. называют «смутным временем» послесталинского СССР. «В последние часы жизни И.В. Сталина в стране были произведены изменения,
сопоставимые с государственным переворотом» (В.А. Кутузов). Предварительное распределение должностей (4 марта) осуществили Г.М. Маленков и Л.П. Берия. Перестановки в высшем партийном руководстве по Уставу КПСС являлись незаконными. Их целью было восстановление позиций узкого круга лиц, считавшихся сталинскими сподвижниками. Уже 6 марта избранный XIX съездом партии (5–14 октября 1952 г.) Президиум ЦК был сокращен до 10 членов и 4 кандидатов. Тем самым от власти отстранялись выдвиженцы 1952 г.
Первое место в сложившейся иерархии занял Г.М. Маленков, который получил пост Председателя Совета министров. Одновременно он возглавил и Секретариат ЦК. В Совмине у Г.М. Маленкова было 4 заместителя: Л.П. Берия, вновь возглавивший объединенное МВД и МГБ; В.М. Молотов, вернувшийся на должность министра иностранных дел; Л.М. Каганович и Н.А. Булганин. К.Е. Ворошилов стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Единственным человеком, не получившим первоначально никакого государственного поста, был Н.С. Хрущёв. Но он оказался вторым по значимости лицом в Секретариате ЦК. Глава правительства Г.М. Маленков был поставлен перед дилеммой: руководить Совмином или Секретариатом ЦК. Выбрав первое, «пятый премьер» уступил Секретариат Н.С. Хрущёву, который у своих коллег вызывал столь мало подозрений, как и Сталин в апреле 1922 г., когда занял этот ключевой пост.
В высших эшелонах власти четко определялись два направления:
1. В.М. Молотов, Л.М. Каганович, Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов – отстаивали курс на сохранение сталинской системы без изменений.
2. Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв – придерживались линии на реформирование сталинской системы.
Исходя из сложившегося соотношения сил, борьба за власть развернулась среди поколения, попавшего в окружение Сталина в 1930-е годы. Сформировавшиеся как политическая элита в условиях режима личной власти Сталина, представители этого поколения партийной номенклатуры усвоили именно сталинскую модель организации власти. От людей, не прошедших школы демократии, трудно было ожидать существенного продвижения в этом направлении. В ходе борьбы за власть определились три ключевые фигуры: Г.М. Маленков, Л.П. Берия и Н.С. Хрущёв.
Процесс борьбы за власть и выдвижение Н.С. Хрущева в качестве единоличного лидера прошел четыре этапа:
1) период триумвирата – Берия, Маленков, Хрущёв (март – июнь 1953 г.);
2) период формального лидерства Маленкова (июнь 1953 г. – январь 1955 г.);
3) период борьбы Хрущёва за единоличную власть (февраль 1955 г. – июнь 1957 г.);
4) период единоличного лидерства Хрущёва и формирования оппозиции аппарата (июнь 1957 г. – октябрь 1964 г.).
Длительная борьба за лидерство среди бывших сталинских сподвижников имела очевидную причину: отсутствие официального (формального) лидера, обладающего реальной властью. Исход борьбы определялся тем, кого из претендентов на верховную власть поддержит партийно-государственная и военная номенклатура.
Формально Г.М. Маленков занимал наиболее важный пост в государстве, он выдвинул идеи «коллективного руководства» и прекращения политики культа личности (без указания носителя культа).
Провозглашение принципа «коллективного руководства» страной было
− во-первых, отражением временного консенсуса в правящей группе;
− во-вторых, осознанием издержек тоталитарного режима;
− в-третьих, следствием знания недостатков друг друга и боязни, что новый вождь приумножит пороки предыдущего.
Внешним проявлением принципа «коллективного руководства» стали регулярные созывы пленумов и съездов партии, проведение сессий Верховного Совета СССР.
Наибольшую активность в стремлении утвердиться у власти проявил Л.П. Берия. Именно ему принадлежали первые инициативы по либерализации сталинского режима и снятию напряженности в международных делах. В исторической литературе существует несколько точек зрения на роль Берии.
Первая, традиционная и наиболее разработанная в советской историографии версия: Берия готовил заговор с целью установления личной диктатуры.
Вторая: Берия понимал, что на посту преемника Сталина его не поддержит ни остальное руководство, ни армия, и не стремился к установлению открытой личной диктатуры. Он, казалось, убедил Маленкова и Хрущёва, что его удовлетворила бы роль второго лица. Отсюда исход борьбы за власть зависел от того, к кому из двух лидеров – Маленкову или Хрущёву – окончательно примкнет Берия. Затеяв двойную игру, Берия дал повод заподозрить себя в «неверности» и в подготовке собственной диктатуры, что и решило его судьбу.
Третья: Берия − реформатор, наказанный номенклатурой за попытку масштабных преобразований.
В течение нескольких месяцев после смерти Сталина (вплоть до своего ареста 26 июня 1953 г.) одним из главных «преобразователей» в стране оставался Л.П. Берия:
1. По инициативе Берии была предпринята попытка реформирования органов внутренних дел. 6 марта 1953 г. им было дано указание о передаче ГУЛАГа Министерству юстиции. Из состава МВД были выделены и переданы в другие ведомства 18 структурных подразделений. Подготовил предложение о ликвидации сложившейся системы принудительного труда (ГУЛАГ) ввиду ее экономической неэффективности и бесперспективности.
2. Берия являлся инициатором смягчения репрессивной системы. 27 марта 1953 г. по его предложению Президиумом ВС СССР была объявлена амнистия для следующих категорий заключенных: осужденных на срок до пяти лет, осужденных за должностные, хозяйственные и некоторые воинские преступления, несовершеннолетних, престарелых, больных, женщин, имеющих малолетних детей и беременных. Всего надлежало освободить из мест заключения 1 203 421 человека .К 10 августа 1953 г. по указу «Об амнистии» было освобождено из мест заключения более 1 млн. человек. Однако амнистия практически не касалась политзаключенных (троцкистов, эсеров, националистов и др.).
3. По приказу Берии были созданы комиссии по проверке «дел» врачей, мингрельского, которое касалось его лично, ибо Сталин говорил тогдашнему руководству МГБ: «Ищите большого мингрела». Пересматривались дела сотрудников главного артиллерийского управления Министерства обороны, работников Министерства госбезопасности, обвиненных в создании «контрреволюционной сионистской организации», и другие. Проверялись обвинения руководства Военно-воздушных сил и Министерства автопромышленности СССР. Замысел Берии заключался в том, чтобы, с одной стороны, показать, какими методами действовал Сталин, а с другой – попытаться уйти от ответственности за свои многочисленные злоупотребления. Не случайно пересмотру подвергались те дела, к которым Берия не имел прямого отношения. 31 марта 1953 г. Берия утвердил постановление о прекращении уголовного дела и освобождении из-под стражи арестованных врачей; 3 апреля по его инициативе было принято решение о реабилитации проходивших по «делу о врачах-вредителях».
4. Берия и Маленков выступили против культа личности Сталина. В результате имя вождя исчезло со страниц газет и журналов. Прекратилось издание собрания сочинений Сталина. По инициативе Берии было принято постановление Президиума ЦК (9 мая 1953 г.) с требованием к партийным организациям отказаться от оформления колонн демонстрантов и зданий портретами руководителей партии. После ареста Берии постановление отменили как ошибочное. Позднее, на июльском (1953 г.) Пленуме ЦК, Берии было вменено в вину, что «в первые дни после смерти товарища Сталина он ратовал против культа личности», что он «хотел похоронить имя товарища Сталина».
5. Являясь первым заместителем Председателя Совета Министров СССР, Берия пытался провести ряд экономических преобразований. Он поставил под сомнение эффективность колхозного производства. По его инициативе было закрыто более 20 убыточных для экономики «строек века».
6. Берия обосновал необходимость пересмотра принципов национальной политики (записки в Президиум ЦК КПСС «Вопросы Латвийской ССР, «Вопросы Западных областей Украинской ССР», «Вопросы Белорусской ССР»). Он предполагал отказаться от насильственной русификации, вернуться к «ленинской политике коренизации» руководящих кадров в республиках.
7. Берия являлся сторонником перераспределения властных полномочий от партийных органов к государственным. Органы МВД собирали информацию о некомпетентности партийного руководства в хозяйственных вопросах.
8. Во внешней политике последовало несколько предложений. Берия выступил за нормализацию отношений с Югославией. На заседании Президиума ЦК в мае 1953 г. предложил считать курс на строительство социализма в Германии ошибкой. Берия как прагматик считал, что нужна единая Германия для противовеса США в Европе. Аппарат уполномоченных МВД в ГДР по его указанию был сокращен в семь раз. Были сделаны попытки установить контакты с приверженцами идеи «демократического социализма» на Западе.
Любое начинание Берии трактовалось «сталинским окружением» как попытка захвата единоличной власти. Но совершенно недопустимой для остальных членов руководства являлась постановка Берией вопроса об ответственности руководителей страны за массовые репрессии в эпоху Сталина. По должности глава МВД владел информацией о каждом из властной элиты страны, на каждого имел досье.
Опасение Н.С. Хрущёва упустить первенство сыграло не последнюю роль в смещении Берии. Некоторые документы из секретариата Н.С. Хрущёва свидетельствуют о том, что он настороженно относился к усилению позиций других членов «тройки» – Берии и Маленкова.
Н.С. Хрущёв сплотил вокруг себя недовольных действиями Берии, на его сторону перешли Г.М. Маленков и В.М. Молотов. Они подготовили заговор против главы МВД. В результате 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Берия был арестован военными (Н.А. Булганин, Г.К. Жуков, К.С. Москаленко).
Ставка на армию оказалась для личной карьеры Хрущёва успешной: при помощи армии он убрал с политической сцены одного за другим своих знаменитых и, казалось, могущественных соперников. Первым стал Берия.
2 − 7 мая 1953 г. в Москве прошел Пленум ЦК КПСС, на котором одним из главных вопросов было обсуждение «преступной антипартийной и антигосударственной деятельности Л.П. Берии». Обвинения были предъявлены в духе традиционных сталинских политических процессов 1930–1940-х гг. Ему инкриминировали стремление поставить МВД над партией и правительством, организацию клеветнических материалов на видных деятелей партии, сотрудничество с иностранными разведками, моральное разложение и т.п. Л.П. Берия был снят со всех постов и в декабре 1953 г. вместе с другими близкими к нему чинами госбезопасности осужден, приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества, лишением воинских званий, наград и расстрелян.
В новом руководстве постепенно усиливались позиции Хрущёва, и в сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС он был избран Первым секретарем Центрального Комитета партии.
Устранение Берии временно разрядило обстановку в высшем эшелоне власти, усилило роль армейского руководства. Во главе МВД был поставлен Круглов. Ликвидировались особые совещания, «тройки» и другие внесудебные органы. 13 марта 1954 г. был образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете министров СССР, руководство которым было возложено на генерала Серова (сторонника Хрущёва). В органы госбезопасности направлялись коммунисты и комсомольцы с высшим образованием, комсомольский актив.
Хрущёв вывел партаппарат из-под постоянного контроля спецслужб. В «Положении о прокурорском надзоре в СССР» (24 мая 1955 г.) ставилась задача по усилению прокурорского надзора за точным и неукоснительным исполнением советских законов. Еще 27 сентября 1953 г. приказом Генерального прокурора в региональных прокуратурах создавались отделы по надзору за следствием в органах госбезопасности. Передача КГБ из ведения Совета министров в ЦК КПСС ослабили позиции Маленкова и усилили – Хрущёва.
Между бывшими соратниками Г.М. МаленковымиН.С. Хрущёвым начался очередной этап закулисной борьбы за власть. Между двумя лидерами (партийным и государственным) вспыхивали острые конфликты, основанные на различном понимании экономических, социально-политических и международных проблем развития общества в 1950-е гг.
1. Г.М. Маленков 10 марта 1953 г. заявил о необходимости прекращения «политики культа личности». ЦК партии хотел ограничиться перестройкой пропаганды. Но на июльском (1953 г.) пленуме ЦК он заявил, что «дело не только в пропаганде», а в самих принципах руководства.
2. Как Председатель Совета министров, он сделал первые шаги по либерализации режима. Была создана специальная комиссия по расследованию репрессий 1930–40-х гг., начался пересмотр дел политзаключенных. По мартовской 1953 г. амнистии на свободе оказались преимущественно обычные уголовники. Что касается политических узников, то их освобождение шло медленно, растянувшись на три последующих года бесконечные для тех, кто еще оставался в ГУЛАГе. Главная причина заключалась в том, что новое руководство страны, в частности Л.П. Берия, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, А.И. Микоян и сам Н.С. Хрущёв, имело непосредственное отношение к сталинским преступлениям.
В течение трех лет после смерти Сталина его преемники, опираясь на бюрократические процедуры, изучали статус политических заключенных и рассматривали растущий поток апелляций. Процедура рассмотрения апелляций растягивалась на месяцы, даже годы и нередко заканчивалась отказом. К апрелю 1954 г. не более четырех процентов обратившихся получили положительный ответ. Ускорению исхода из
ГУЛАГа способствовали как сообщения о начавшихся бунтах в лагерях, так и толпы просителей, осаждавших здание прокуратуры в Москве. К концу 1955 г. 195 353 человека были освобождены (Стивен Коэн).
3. Г.М. Маленков заявил о необходимости ликвидации ГУЛАГа.
4. В августе 1953 г. он предложил новый экономический курс:
- переориентация на развитие легкой промышленности, производство товаров народного потребления, сокращение производства средств производства;
- решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из застойного кризиса. Для этого предусматривалось снижение сельхозналога, списание по нему недоимок, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей для развития колхозного рынка, а также значительное увеличение капиталовложений и поставок техники в деревню.
Этот курс имел социально-экономический и политический эффект. В массовом сознании рабочих и колхозников долгие годы сохранялись высокие оценки политики Маленкова.
В 1953 г. Маленков на совещании партийных и хозяйственных работников в ЦК подверг аппарат жесткой критике за бюрократизм, пренебрежение нуждами народа, моральное разложение и взяточничество. Этот просчет стоил ему политической карьеры. Хрущёв вовремя учел его промах и использовал поддержку аппарата для укрепления своих собственных позиций.
5. Маленков предлагал скорректировать внешнеполитический курс на мирное сосуществование мировой социалистической системы и мировой капиталистической системы. Он заявил, что новая мировая война «при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации». Хрущёв считал, что в этом случае погибнет не мировая цивилизация, а та подгнившая общественная система с ее пропитанной кровью империалистической основой, которая отживает свой век. В августовской речи 1953 г. Маленков произнес слово «разрядка». Это произвело шоковое впечатление на аппарат и часть «советской общественности», которая под влиянием идеологических догм рассматривала мир сквозь призму противостояния социализма и капитализма.
Личное соперничество между Хрущёвым и Маленковым отразилось и на порядке подписания документов. С 1955 г. все совместные партийно-правительственные решения принимались как постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, хотя раньше они подписывались в обратном порядке – как постановления Совета министров и ЦК. Изменение порядка подписания официальных документов хронологически совпадает с отстранением Маленкова от должности премьера.
ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение о реорганизации структуры и методов работы государственного аппарата (1954). Оно позволило разукрупнить и преобразовать всю систему 11 союзных и союзно-республиканских министерств-монстров, объединенных в марте 1953 г. Упразднялись многие промежуточные звенья управления, численность центрального и местного аппарата резко сократилась. Целью этих преобразований была далеко идущая программа, намеченная Хрущёвым, по обузданию власти партийно-хозяйственной номенклатуры. В январе 1955 г. на пленуме ЦК КПСС главный соперник Хрущёва – Г.М. Маленков – был смещен с поста Председателя Совета министров СССР. В докладе «О тов. Маленкове Г.М.» Хрущёв подверг резкой критике вышеназванного, выделив следующие основания:
- «неправильное поведение» и взаимоотношения Маленкова с Берией и другими членами Политбюро (Президиума) ЦК КПСС; его «политическую бесхребетность»;
- личные и деловые качества; подготовку за спиной руководителей партии предложений о составе правительства и «реорганизации» министерств;
- отсутствие знаний и опыта привело к отставанию СССР в области сельского хозяйства;
- моральную ответственность за «ленинградское дело» и другие. Хрущёв обвинил Маленкова в том, что тот «претендовал не только на руководство деятельностью правительства, но и на руководство Президиумом ЦК» и стремился к «дешевой популярности» среди народа.
В феврале 1955 г. на сессии ВС СССР Маленков был вынужден попросить об отставке. Трагедия реформатора заключалась в просчетах в борьбе за власть. Маленков был назначен министром энергетики (1955–1957) и являлся членом Президиума ЦК КПСС, но его политическая карьера завершилась. Пост председателя Совмина занял более «послушный» Н.А. Булганин. В дальнейшем Н.С. Хрущев сумел еще больше упрочить свою власть. Он, шагнув гораздо дальше Маленкова в либерализации общества, в развенчании Сталина, тем не менее, не сумел сохранить важные начинания Маленкова в социально-экономической сфере.
Бесспорно, главным в деятельности Н.С. Хрущева было начало процесса десталинизации общества. Его имя связано с развенчанием культа личности Сталина. Понятие «культ личности», прочно вошедшее в политический лексикон во второй половине 50-х годов, было порождением официальной советской пропаганды и отражало упрощенный взгляд на механизмы властвования в СССР в сталинскую эпоху. Появившись в недрах партийного аппарата, эта формулировка сводила сложную проблему политической власти в стране к вопросу о злоупотреблениях со стороны вождя и преклонении перед ним.
Историк В.В. Кириллов выделяет следующие предпосылки разоблачения культа личности И.В. Сталина:
- отсутствие политической свободы в обществе и улучшения жизни народа несмотря на победу в Великой Отечественной войне;
- ослабление страха после смерти И.В. Сталина перед силой государственного аппарата и возможностью репрессий;
- восстания в системе ГУЛАГа в 1953–1956 гг. Назревание социального протеста в обществе; осуждение культа как средства борьбы за власть в высших эшелонах власти.
Без преувеличения, «звездным часом» руководителя партии − Н. С. Хрущёва стал ХХ съезд КПСС, открывшийся 14 февраля 1956 г., центральным событием которого был доклад «О культе личности и его последствиях» (25 февраля 1956 г.). В историографию, политологию, публицистику, общественное сознание ХХ съезд партии, доклад «О культе личности и его последствиях» вошли как рубеж между сталинским тоталитаризмом и «хрущевской оттепелью». В основе доклада Хрущёва лежали материалы комиссии П. Поспелова о массовых репрессиях, расстрелах невинных людей, о депортации народов в 30–40-е годы. Чем было вызвано стремление Хрущёва довести до делегатов факты массовых репрессий? Представляется, что он руководствовался не только желанием сообщить делегатам съезда правду, но и политической целесообразностью. Как участник сталинских репрессий, Хрущёв сам боялся оказаться подследственным, поэтому предпочел стать разоблачителем.
Вынесение доклада на обсуждение свидетельствовало о том, что партия стремится преодолеть ошибки и осмыслить их причины. Сталин представлялся слушателям не как «отец всех народов», а как убийца и тиран. Было заявлено о фактах беззакония, даны некоторые цифры, характеризующие масштаб репрессий. Все преступления 1930-х – начала 1950-х гг. приписывались исключительно Сталину и его личным качествам, а к жертвам культа личности были отнесены преимущественно коммунисты. Таким образом, доклад обходил стороной вопрос об ответственности всего сталинского руководства за многочисленные репрессии. В то же время в докладе Хрущёва не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти.
Еще менее последовательным, чем доклад Хрущёва, было постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий». Все сталинские преступления характеризовались в нем не иначе, как «некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях отечественной борьбы с классовым врагом», а сам вождь был представлен человеком, который боролся за дело социализма. В то же время ЦК КПСС подчеркивал, что преступления были допущены в последний период жизни вождя. Тем самым делалась попытка обойти стороной вопрос о массовых репрессиях 1930-х гг. Пороки администравно-командной системы «государство – партия» были сведены к культу личности. Всячески подчеркивалось, что он не изменил «социальную природу передового социалистического общественного и государственного строя». Социализм в понимании политических лидеров страны второй половины 1950-х годов соответствовал той государственно-политической системе в СССР, которая продолжала существовать без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи ими же сформированной. Устранение некоторых фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления с других партийных руководителей и с партии в целом.
Изменения, которые происходили в 1956–1964 гг. в государственной системе, носили незначительный характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем со стороны партии, оставаясь в большей степени законным прикрытием диктатуры партократии.
Высшим органам власти, как и прежде, формально являлся Верховный Совет СССР.На сессиях Верховного Совета единогласно утверждались заранее подготовленные документы. Президиум ВС,который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только действовал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов.
Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места.
- В мае 1956 г. в ведение республик передается руководство судебными учреждениями и органами юстиции, в связи с чем упраздняется Министерство юстиции СССР.
- Законы, принятые ВС СССР в феврале 1857 г. и в декабре 1958 г., расширяли права союзных республик в области законодательства. К их ведению было отнесено: законодательство об устройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов; вопросы областного, краевого, административно-территориального устройства.
- Расширялись полномочия Верховных судов союзных республик согласно «Положению о Верховном суде СССР» (февраль 1957 г.).
- К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция. Это, с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой – осложнило положение противников курса Н.С. Хрущёва. В марте 1957 г. в местные советы было избрано более 1,5 млн депутатов, среди которых более 60 % составили рабочие и колхозники (в 1955 г. – 55 %). Увеличилось число представителей этих социальных категорий и на выборах в Верховный Совет пятого созыва в феврале 1958 г. – до 60 %, против 40 % в ВС четвертого созыва. Одновременно стимулировалось усиление элементов самоуправления, которые на низовом уровне могли бы заменить административно-бюрократические единицы. Они должны были оказывать демократическое влияние на всю структуру государственной власти, активизировать ее работу, переориентировать ее в сторону учета потребностей населения страны.
С самого начала деятельности Н.С. Хрущёва как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Он пытался ставить бюрократию в неудобные для нее рамки. Важным в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности двумя сроками. Эти меры способствовали некоторой демократизации общества. В постановлении от 22 января 1957 г. «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выборов, но несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов и потому вызвало недовольство бюрократии.
Более серьезные попытки модернизации предпринимаются Хрущёвым в сфере исполнительной власти, высшим органом которой по-прежнему был Совет министров. В 1958 г. Н.А. Булганина на посту председателя Совмина заменил Н.С. Хрущёв, а его заместителями стали А.Н. Косыгин, А.И. Микоян и Д.Ф. Устинов.
Модернизация исполнительной власти выразилась в следующем:
- ряд союзных министерств был реорганизован в союзно-республиканские (связи, образования и др.);
- сократилось число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 г. до 23 в мае 1957 г.);
- увеличился процент отчислений в республиканские бюджеты (1956 г.);
- осуществлен переход управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу (закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» от 10 мая 1957 г.). В реформу 1957 г. была заложена идея административной децентрализации. Реформа ставила целью ограничить возможности вмешательства партийного (местного) аппарата в хозяйственную деятельность, разрушить ведомственную монополию, приблизить органы хозяйственного руководства к местам, укрепить экономические связи внутри регионов, закрыть дублирующие мелкие предприятия разных министерств, ввести элементы территориального хозрасчета.
Было создано 105 совнархозов (территориальные управления), упразднялось 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство. Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР. Реформа открыла резервы роста производства, но одновременно выявила и недостатки такой формы управления: местничество, диктат и администрирование по отношению к подведомственным предприятиям, прогрессирующая бюрократизация и др. Это пытались преодолеть в 1960–1963 гг. укрупнением совнархозов. Были созданы республиканские совнархозы и СНХ СССР, а также государственные комитеты по отраслям промышленности, но должного эффекта не было получено.
Однако переход к организационным формам управления по территориальному принципу не решал проблемы пропорционального и сбалансированного развития народнохозяйственного комплекса. Реформа стала сворачиваться в 1964 г., и к началу 1970-х годов была восстановлена прежняя структура исполнительной власти.
Одним из важнейших политических институтов советского общества являлась КПСС.Все основные решения в государстве принимались при участии в руководстве партии. КПСС делилась как бы на три уровня: рядовой состав, который фактически не имел возможности влиять на выработку политики партии; партбюрократия – становой хребет партии – реально осуществляла политику;верхушка партии − обладала властью и принимала решения.
Пытаясь опереться на силу, противостоящую партократии, Хрущёв следующим образом стимулировал в некоторой степени внутрипартийную демократию:
- повышалось значение партсобраний и ответственность перед ними, ответственность выбранных делегатов (хотя все по-прежнему определял аппарат);
- увеличилось количество конференций и съездов, в1956−1960 гг. прошло три съезда;
- выросло число членов КПСС, выдвигавшихся на руководящую работу из низовых организаций;
- на основе решений ноябрьского (1962) пленума ЦК КПСС была осуществлена перестройка партийных органов по производственному принципу: создавались самостоятельные промышленные и сельские партийные организации. Происходила частая смена руководящих кадров. Однако в целом демократизация коснулась партии меньше, чем общества в целом, партийная бюрократия крепко держала в своих руках власть.
Политическая борьба шла главным образом в Президиуме ЦК и ЦК КПСС. Съезды выступали своеобразными глашатаями идей и концепций, принятых в руководящих органах. Исход борьбы в Президиуме и ЦК партии был определяющим для всей политической ситуации в стране. В то же время в 1956–1964 гг. возросла роль пленумов ЦК КПСС, что имело особое значение во внутрипартийной борьбе за власть между Хрущёвым и его противниками.
В 1956 г. стала складываться оппозиция Хрущеву и проводимому им курсу. Недовольство его бывших соратников резко возросло после доклада на закрытом заседании ХХ съезда и вследствие проводимой политики реабилитации. Большинство из выживших в лагерях, колониях, тюрьмах и ссылке жертв политических репрессий оказались на свободе (к 1959 г.). В конце 1950-х гг. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Решением шестой сессии Верховного Совета РСФСР в феврале 1957 г. восстанавливается национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения. Не была восстановлена и АССР немцев Поволжья.
Формированию в руководстве антихрущевской оппозиции, позднее названной «антипартийной группой», способствовал и рост популярности Хрущёва. Группировку противников Хрущева в верхушке партаппарата возглавили В.М. Молотов, Г.М. Маленков и Л.М. Каганович. В июне 1957 г. борьба перешла в открытое противостояние: 18 июня на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущёву были предъявлены обвинения в экономическом волюнтаризме, подрыве авторитета КПСС в международном коммунистическом движении из-за разоблачений культа личности Сталина. Президиум семью голосами против трех (Микояна, Суслова и Кириленко) принял решение о смещении Хрущёва и назначении Молотова на пост секретаря ЦК. Однако Хрущёва поддержала значительная часть обновленного аппарата ЦК КПСС, армия, возглавляемая Г.К. Жуковым, и КГБ. На пленуме ЦК 22–29 июня действия противников Хрущева были определены как фракционные и антипартийные: Молотова, Маленкова, Кагановича и «примкнувшего» к ним Д.Т. Шипилова вывели из состава Президиума и ЦК КПСС. Булганину объявили строгий выговор, впоследствии он был смещен с поста председателя СМ СССР и выведен из состава Президиума ЦК. Так, впервые за много лет пленум ЦК, выступил в роли решающей силы в развернувшейся схватке между партийными вождями. Это было проявлением либерализации общества.
Следующим актом в политической борьбе стало смещение Г.К. Жукова с поста министра обороны и выведение из Президиума ЦК (постановление пленума ЦК КПСС от 29 декабря 1957 г.). Н.С. Хрущёв опасался его популярности и влияния и поэтому решил «подстраховаться».
Устранение консервативной оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лидера имело, как ни парадоксально, весьма противоречивые последствия для «оттепели». Лишившись оппозиции, Хрущёв стал быстро «леветь». В политической сфере демократизация была временно приостановлена. По мнению ряда исследователей, обозначившееся в 1957–1958 гг. известное отступление от политики демократического обновления, проводившейся под знаком десталинизации, объяснялось, видимо, завершением начального этапа преобразований, который можно охарактеризовать как эмоционально-критический. На очередь дня встала проблема перехода от «митингового демократизма» к длительной практической реализации программы реформ. Но эта объективная потребность в силу политической (и общей) культуры Хрущёва была реализована им в виде дальнейшей концентрации власти и попыток гигантских скачков к коммунизму.
С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х годов Хрущёв сосредоточил в своих руках высшую партийную и государственную власть.
В 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, созванный для утверждения семилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Съезд сделал иллюзорный вывод, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу». Выводом из этого тезиса стало утверждение, что Советский Союз вступил в период развернутого строительства коммунизма. XXII съезд КПСС явился логическим развитием идей предыдущего партийного форума. На нем была утверждена новая Программа КПСС – программа строительства коммунизма.
Провозглашенные на XXI и XXII съездах КПСС реформы не затрагивали основ командно-административной системы. Качественно новые задачи внутренней и внешней политики, партийного строительства предлагалось решать с помощью старого политического и экономического механизма, зачастую волюнтаристическими методами. В результате было совершено немало субъективных ошибок, осложнивших выход страны на новый этап развития и во многом скомпрометировавших начинания Хрущёва. Хрущёв не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформированию общественной жизни.
Проводимый им курс, стиль и методы руководства вызывали растущее недовольство партийно-государственного аппарата, а также хозяйственных руководителей и директорского корпуса. По отношению к Хрущёву оппозиционно настроены были также кадровые офицеры и генералитет, многие авторитетные работники органов государственной безопасности вследствие многочисленных реорганизаций и сокращений силовых ведомств.
В условиях отсутствия четкого законодательного механизма смены руководства страны, смещение Хрущёва готовилось тайно группой партийно-государственной элиты (1964). Активную роль в организации заговора играли секретарь ЦК КПСС А.Н. Шелепин, председатель Президиума ВС РСФСР Н.Г. Игнатьев, секретарь Харьковского обкома КПСС Н.В. Подгорный и руководитель КГБ В.Е. Семичастный. Председатель Президиума ВС СССР Л.И. Брежнев, с 1960 г. одновременно и секретарь ЦК КПСС, занимал выжидательную позицию и включился в подготовку заговора уже на заключительной стадии. Против Хрущёва выступили почти все члены Президиума ЦК, за исключением Микояна. Октябрьский (1964) пленум ЦК КПСС освободил Хрущёва от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС, председателя Совета министров СССР «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Было признано нецелесообразным дальнейшее совмещение обязанностей лидера партии и руководителя правительства. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, а председателем Совета министров СССР – А.Н. Косыгин.