Административно-правовые способы защаты.

В случае несогласия в вынесенным решением, стороны вправе обратиться с жалобой в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

3.Гражданско-право­вые способы защиты прав авторов и правообладателей, административная и уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных и патентных прав.

Важной функцией государства является обеспечение правовой охраны объектов авторских прав, создаваемых или используемых на его территории, а также защита интересов право­обладателей. Защита должна предоставляться в случае лю­бого нарушения авторского права. Поэтому необходимо ис­ходить из общего понятия "нарушение авторского права".

Согласно определениям терминов по авторскому праву и смежным пра­вам "нарушение авторского права" определяется как исполь­зование без разрешения произведения, охраняемого автор­ским правом, в тех случаях, когда разрешение на использо­вание требуется законом. Нарушение авторского права обыч­но состоит в самом факте использования без разрешения (на­пример, экспонирование, воспроизведение, исполнение, пе­редача по радио или телевидению, а также другие способы доведения произведения до всеобщего сведения без разре­шения на это; распространение без разрешения; плагиат; использование производных произведения без согласия ав­тора и т. д.); в тех странах, где охраняются личные неимущественные права авторов, нарушение авторского права может также состоять в искажении произведения, в неупоминании авторства и т. Д. В перечень нарушений авторского права могут быть включены разные нарушения, констатиру­емые юристами, представляющими интересы авторов.

Наиболее распространенные в настоящее время виды на­рушений авторского права - это использование соответству­ющих объектов без оформления договорных отношений с пра­вообладателями, неуказание имени автора при использова­нии произведения. Прежде всего, речь идет о нарушении авторских и смежных прав в сфере оборота аудио- и видео­продукции, компьютерных программ и печатной продукции.

Нарушение авторских прав влечет за собой ответствен­ность, предусмотренную нормами гражданского, админист­ративного и уголовного права.

 

Под способами защиты авторских прав понимают зак­репленные законом материально-правовые меры принуди­тельного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных или оспариваемых прав и воздействие на правонарушителя.

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную уполномоченному лицу возможность при­менения мер правоохранительного характера для восстанов­ления его нарушенного или оспариваемого права. Предме­том охраны являются не только субъективные авторские права, но и законные интересы.

Субъективное авторское право и охраняемый законом интерес являются очень близ­кими и зачастую совпадающими правовыми категориями, в связи с чем они не всегда разграничиваются в литературе и на практике. В основе всякого авторского права лежит тот или иной интерес, для удовлетворения ко­торого субъективное авторское право и предоставляется управомоченному лицу. Одновременно охраняемые законом интересы в большинстве случаев опосредуются конкретными субъективными правами, в связи с чем защита субъективно­го авторского права представляет собой и защиту охраняе­мого законом интереса.

По общему правилу, при жизни автора только он сам или его уполномоченный представитель могут выступать с требованием о защите нарушенных авторских прав. После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкос­новенности произведения, могут быть заявлены наследника­ми автора, лицом, на которое автор в своем завещании воз­ложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором (ст. 29 За­кона об авторском праве).

Белорусское авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий выбор способов защиты.

Гражданско-правовые способы защиты, авторских, смежных и патентных прав:

Обладатели исключитель­ных авторских прав вправе требовать от нарушителя; признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; взыскания до­ходов, полученных нарушителем вследствие нарушения ав­торских прав; выплаты компенсации в определенных зако­ном пределах.

Важнейший способ защиты — это признание авторства.Как правило, устанавливать авторство не приходится, по­скольку имя автора указывается на публикации и его не ос­паривают. Однако в случае спора могут возникнуть сложно­сти с доказыванием. Действующая авторско-правовая систе­ма не устанавливает каких-либо формальностей, от выпол­нения которых зависит признание авторства. Доказательством авторства может служить регистрация авторских прав организация­ми, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе; указание имени автора в авторских договорах и других документах.

В случае спора об авторстве дело может разрешить суд, если заинтересованное лицо обращается с соответствующим иском. Исковое заявление о признании истца автором конк­ретного произведения содержит положительное требование. Наряду с положительными исками существуют иски отрица­тельные. Основанием для такого иска является ситуация, когда некое лицо, присваивая авторство на произведение безвест­но отсутствующего или умершего автора, извлекает выгоду из чужого авторства. В данном случае исковое требование состоит в том, чтобы суд признал, что такое-то лицо не является автором произведения. Иск о признании и присуж­дении права на авторство позволяет снять с права спорный характер и придать ему юридическую определенность.

Автор может быть заинтересован в официальном под­тверждении своих прав на произведение и при отсутствии спора (например, опасаясь, что рукопись может быть укра­дена или "внимательно прочитана" до опубликования и т. п.). Подтвердить неоспариваемое авторское право означает, по терминологии процессуального закона, установить факт, имеющий юридическое значение. Известно два способа уста­новления таких фактов — судебный и нотариальный.

Суд по заявлению заинтересованного лица рассматрива­ет дело об установлении такого факта в порядке особого, т. е. неискового, бесспорного, производства. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, если отсутствует возможность в ином, несудебном порядке, получить надле­жащие документы (ГПК РБ).

Специальной формы нотариального действия для под­тверждения факта авторства лица в отношении определенно­го произведения законом не предусматривается. Существу­ют лишь общие нотариальные формы, которые могут быть применены к субъектам авторского права. Например, автор может написать заявление, подтверждающее факт авторства, и его подпись будет нотариально засвидетельствована.

Признание авторства является, несомненно, важнейшим способом защиты прав авторов произведений, однако оно само по себе может быть недостаточным для удовлетворения ин­тересов автора, право которого оспаривалось, отвергалось и было нарушено. Защита прав автора заключается и в восста­новлении положения существовавшего до нарушения права; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такие меры защиты могут быть при­менены путем уничтожения экземпляров, внесения соответ­ствующих исправлений, заявления в печати или иными спо­собами. Прекращение действий, составляющих угрозу пра­вонарушения, достигается путем запрета рекламы, продажи экземпляров произведения, допечатки тиража и т. п.

Автор или иной правообладатель имеет право на возмещение убытков, причиненных нарушителем, в полном объеме, включая упущенную выгоду. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота. Нередко невыплату авторского вознаграждения рассмат­ривают как основание для взыскания такого вознагражде­ния, т. е. возмещение убытков, имеющих форму неполучен­ных доходов. Такое толкование закона является ошибочным. Размер авторского вознаграждения устанавливается в дого­воре. Невыполнение или ненадлежащее исполнение договор­ных обязательств не освобождает сторону в дальнейшем от их выполнения. Следовательно, невыплата автору вознаграждения за использование его произведения должна рассматриваться как невыполнение договорных обя­зательств, а не убытки.

Обладатель исключительных прав может отказаться от требования о возмещении своих убытков и потребовать взыс­кать с нарушителя доход, который нарушитель получил от использования авторских прав (Закон об автор­ском праве). Доход — это поступления за минусом расходов, т. е. чистая прибыль, полученная в результате правонаруше­ния. Доход должен быть получен нарушителем именно в ре­зультате нарушения авторских прав, а не в результате за­конных действий. Фактически доход нарушителя — это упу­щенная выгода правообладателя, т. е. часть убытков.

 

Согласно Закону об авторском праве обла­датель исключительных авторских прав может прибегнуть и к другим мерам защиты, предусмотренным законодательны­ми актами. В настоящее время эту норму понимают как от­сылку к статьям ГК, где установлены общие способы граж­данско-правовой защиты.

Материальное возмещение причиненного морального вреда. Компенсация морального вреда — самостоятельный способ защиты авторских прав. Компенсируется вред, причиненный нарушением личных неимущественных прав автора (ст. 151 ГК РБ). По общему правилу ответственность за причинение мо­рального вреда наступает при определенных условиях: - наличие вреда;

— противоправное поведение причинителя вреда;

— наличие причинной связи между противоправным пове­дением причинителя вреда и причиненным моральным вредом;

— вина причинителя.

При определении размера компенсации причиненного ав­тору морального вреда следует учитывать количество незакон­но распространенных экземпляров произведения; характер искажения произведения: степень нарушения его смысла, сте­пень ущерба чести и достоинству автора; восстановимость на­рушенного права (например, при незаконном раскрытии изда­тельством имени автора, пожелавшего опубликовать произве­дение под псевдонимом, невозможно восстановить положение, существовавшее до нарушения права).

 

Защита чести, достоинства, деловой репутации автора осуществляется по правилам Закона об авторском праве, а также в соответствии с общегражданскими нормами ГК Республики Беларусь. Автор, требуя защиты назван­ных нематериальных благ, выступает в качестве истца. От­ветчиком может быть другой обладатель авторского права либо иное физическое или юридическое лицо.

Права авторства, авторского имени, защиты репутации осуществляют наследники автора пожизненно, с момента вступле­ния их в права наследования. Если сведения, порочащие честь и достоинство автора, распространены в средствах массовой информации, он вправе требовать опровержения их в тех же средствах массовой информации.

Автор, как и любой гражданин, в отношении которого СМИ опубликовали сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право опубликовать свой ответ в том же журнале, в той же газете.

Порядок опровержения устанавливает суд, четко опре­деляя его в судебном решении. Тот, в отношении кого распространены сведения, порочащие честь, достоинство и де­ловую репутацию, вправе выдвинуть следующие требова­ния:

— обязать ответчика опровергнуть такие сведения;

— требовать возмещения убытков, причиненных действи­ями ответчика;

— требовать возмещения морального вреда в соответ­ствии с правилами ГК, а также Закону "О средствах массо­вой информации».

ГК предоставляет, среди прочего, участ­никам гражданского оборота права на самозащиту. Под само­защитой в гражданском праве подразумевается "совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов'". Здесь имеется в виду и использование средств неюридической охраны (установле­ние охранной сигнализации, установление кодирующих уст­ройств, других охранных мер, направленных на предупреж­дение кражи материальных носителей, рукописи, других объектов авторского права). Самозащита права не может счи­таться допустимой, если не соблюдаются пределы, очерчен­ные ГК. Не может считаться самозащитой дей­ствие, предпринятое не с целью охраны авторского права, а исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

Не признается самозащитой и действие, хотя и направ­ленное на охрану своего объекта авторского права, но со­единенное со злоупотреблением правом в какой-либо форме.

Из права самозащиты следует отсутствие обязанности возмещать вред, причиненный в состоянии необходимой обо­роны. Применительно к ситуации, возникшей в сфере автор­ских правоотношений, это может означать, что автор, воспользовавшийся правом самозащиты, не обязан возмещать вред. Равным образом вред, причиненный его благу, правоохраняемым объектам, останется без возмещения, например состоя­ние необходимой обороны — одно из проявлений самозащиты.

Самозащита имеет место и в состоянии крайней необхо­димости. Однако при этом последствия принципиально иные, чем в случае необходимой обороны. Субъект, причинивший вред в состоянии крайней необходимости, должен возместить его пострадавшему. Состояние крайней необходимости исклю­чает противоправность вредоносного действия, но не снима­ет обязанности по возмещению причиненного имуществен­ного вреда. Наступает гражданско-правовая ответственность. Если вред был причинен для защиты интересов третьего лица, субъектом ответственности может быть как причинитель вре­да, так и это третье лицо.

 

С 1 марта 2007 г. вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Ст. 9.22. КоАП предусматривает ответственность за нарушение авторских, смежных и патентных прав.

Административная от­ветственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных эк­земпляров произведений и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о проис­хождении материальных носителей произведений или фоно­грамм, а также ложные сведения о правообладателе в зна­чительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Следует учитывать, что даже если на матери­альном носителе находится неохраняемое авторским правом произведение, но на буклете указаны ложные сведения об изготовителе или месте производства, то действия по рас­пространению такой продукции являются административным правонарушением.

Нарушение авторских и смежных прав сопровождается обычно рядом сопутствующих правонаруше­ний. Без особых сложностей может применяться на практике статья, предусматривает ответственность за продажу интеллектуального продукта без документов, со­держащих сведения об изготовителе или о продавце. На реа­лизацию контрафактной продукции не могут быть законно выданы документы. Следовательно, при наличии накладных в пункте продажи на подобные изделия необходимо учиты­вать, что документы выданы ошибочно, либо получены об­манным путем, либо являются поддельными.

Административный кодекс предусматривает наступление ответственности в случае, если производится продажа това­ров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Следует обратить внимание на то, что такая продукция в большинстве своем имеет низкое качество и не соответству­ет требованиям стандартов, техническим условиям и образ­цам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке.

При осуществлении охраны объектов авторского права мо­жет быть применена и статья предусматривающая ответственность за обман покупателей. Ответственность наступает при введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей. Например, продавец реализует контрафакт­ные магнитные носители с программным обеспечением, запи­санные в домашних условиях, выдавая их за легальные, запи­санные на специальной аппаратуре и в специальном помеще­нии. При этом незаконно используется информация с легально­го буклета, что вводит потребителя в заблуждение.

Нарушение авторских и смежных прав тесно связано с незаконным использованием деловой репутации конкурента (ст. 11.26. КоАП). Например, использование чужого товарного знака и т.д. Собственно контрафактные изделия и их упаков­ка в большинстве случаев полностью копируют лицензион­ные экземпляры произведений, в том числе на них незакон­но переносятся товарные знаки правообладателя. Присутствие таких знаков на контрафактной продукции причиняет мате­риальный и моральный ущерб правообладателю, а также вводит в заблуждение потребителя.

При перемещении контрафактной продукции через та­моженную границу помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных спо­собов или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением поддельных документов и т.п. может при­меняться ответственность за таможенные правонарушения.

Уголовную ответственность за нарушение авторских прав устанавливает и УК Республики Беларусь.

 

Соответствующую ответственность за нарушение авторских смежных и патентных прав предусматривает и Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК РБ).

Квалифицированными признаками преступления являют­ся совершение неоднократно; группой лиц по предваритель­ному сговору или организованной группой; в крупном или особо крупном размере; лицом с использованием своего служебного поло­жения.

Предмет рассматриваемого преступления — это чужой объект интеллектуальной собственности. Объективная сторона преступления выража­ется в совершении одного из двух действий:

1) незаконного использования ОИС;

2) присвоение авторства чужого произведения.

При этом обязательно необходимы последствия в виде крупного ущерба и причинная связь между одним из указан­ных действий и наступившим последствием. Незаконное ис­пользование объектов авторского права или смежных прав состоит в воспроизведении, распространении, демонстрации, оглашении вопреки закону чужого произведения без согла­сия автора, в том числе без выплаты последнему полностью или частично гонорара; противозаконном опубликовании про­изведения с внесенными в него без согласия автора измене­ниями, дополнениями или сокращениями; противоречащем закону переиздании произведения без согласия автора и т. д.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом — прямым или косвенным: лицо осознает обществен­ную опасность нарушения авторских или смежных прав, пред­видит возможность или неизбежность причинения в резуль­тате такого нарушения крупного ущерба и желает этого, либо сознательно допускает, или относится к этому безразлично. Мотивами преступления могут быть корысть, тщеславие.

Субъектом данного преступления признается лицо, до­стигшее 16 лет.