К умозаключению можно прийти при помощи ряда методов.
Метод индукции - логический вывод, отражающий направленность
мысли от частного к общему. Метод дедукции ведет от общего к частному.1. Например, зная, что на 3 делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, можно утверждать, что число 412815 разделится на три. 2. Зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, можно уверенно сказать, что и отдельная береза будет без листвы.Метод аналогии - от частного к частному.
Основные мыслительные операции
К ним относятся логические операции мышления - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Анализ - мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением. Например, плохо зная английский, услышав разговор на этом языке, мы стараемся выделить знакомые слова, а затем воспринять слова менее знакомые, чтобы попытаться их осмыслить.
Синтез - это мысленное соединение частных свойств в единое целое. Синтез восстанавливает расчлененное целое. Анализ и синтез не существуют отдельно друг от друга.
Сравнение - мысленное сопоставление предметов или явлений по сходным признакам. Главное условие для проведения сравнения - выделение существенных признаков сравниваемых предметов.
Обобщение - мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений. Общим в явлениях могут быть сходные и существенные признаки. Математик, изучивший свойства нескольких треугольников, может утверждать, что такие же свойства присущи всем другим треугольникам.
Абстракция (или абстрагирование). Воспринимая какой-то предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать ее независимо от других частей или свойств данного предмета.
Конкретизация - это представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию. Конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-то общего. Конкретизацией понятия «стол» являются понятия «письменный стол», «разделочный стол», «обеденный стол».
Основные виды мышления
1. Теоретическое мышление (различают понятийное и образное) - это анализ, синтез и обобщение уже существующих научных идей. Понятийное мышление использует определенные понятия. Оно формируется к 16-18 годам и совершается в уме (доказательство гипотезы, формулирование теории). Образное мышление - образы извлекаются из памяти и воссоздаются воображением. Манипулируя ими, можно найти решение нужной задачи.
2. Практическое мышление (выделяют наглядно-образное и наглядно-действенное) возникает при решении практической задачи в практической деятельности.Думая, каким образом лучше организовать рабочий день,человек занимается практическим мышлением.Наглядно-действенное мышление сводится к практическим действиям человека. Это вид мышления людей, занятых производственным трудом. Наглядно-образное мышление – задачи решаются не путем манипуляций с конкретными материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов. (Человек мысленно переставляет мебель в квартире и оценивает результат).
3. Кроме того существует интуитивное мышление, при котором правильное решение проблемы производится молниеносно. Признается наличие у человека особой интеллектуальной способности - интуиции.
Выделяют продуктивное (творческое или креативное) мышление, которое порождает какие-либо новые знания или новый материальный результат.(Ученый, сделавший научное открытие, писатель, создавший новое произведение, художник, написавший новую картину). Репродуктивное (нетворческое) мышление открывает уже известные знания или воссоздает то, что кем-то уже было создано.(Художник копирует картину другого художника. Учащиеся решают учебные задачи). Аутистическое (аутизм) мышление слабо ориентируется на реальную действительность.
Характеристика мыслительной деятельности
Мышление имеет следующие важные качества: любознательность и пытливость(стремление узнать как можно больше и доскональнее); глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений); гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах); критичность(умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения); логичность(умение мыслить стройно и последовательно); быстрота(способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки).
Проблема мышления тесно связана с речью.
4) Речь. В психологии принято разделять язык и речь. Язык – это система символов, которые несут в себе определенную информацию. Феноменом языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Основное предназначение языка заключается в том, что он, являясь системой знаков, обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Речь представляет собой умение пользоваться языком. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. Слово также имеет существенное влияние на содержание информации об объекте. В этом можно убедиться на примере обозначения в разных языках цветка, именуемого в русском языке "подснежником". Происхождение этого слова в русском языке связано с ранним появлением цветка весной (под снегом), то есть название обращает внимание на фактор времени, в немецком - слово означает "снежный колокольчик", указывая на его форму. Французское название - (просверливающий снег) ассоциируется с движением. В основе английского названия (снежная капля) лежит другой признак - форма. Хотя все эти наименования подснежника имеют в виду один и тот же цветок, говорящий на русском языке сообщает дополнительное сведение о времени появления этого цветка, на немецком и английском - о его форме, на французском - о способе его появления.
С позиции психологии речь — это один из важнейших психологических процессов, дающий человеку возможность быть понятым окружающим.
Основные виды речи: устная и письменная, внешняя и внутренняя.
1. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. 2. Внутренняя речь служит для осуществления процесса мышления (ее основная особенность состоит в том, что слова произносятся без сопровождения звуков). Когда человек пользуется внутренней речью, он сам этого факта не осознает и в связи с этим не может сказать, какие слова и выражения он произносит во внутренней речи. Отсюда следует, что контролировать процесс своей внутренней речи человек сознательно не в
состоянии. 3. Устная речь проявляется в монологе (мысль, рождаемая и изменяемая в сознании одного человека –речь оратора, лектора, докладчика и т.д.) и диалоге (коллективная мысль, рождающаяся и изменяющаяся в непосредственном общении людей). 4. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков.
Речь также подразделяют на активную (речь говорящего, пишущего) и пассивную (речь слушающего, читающего).
Речь выполняет определенные функции. К ним относятся выражение(выражает свое отношение к чему-либо), воздействие (пытаемся побудить кого-либо к действию), сообщение(обменинформацией), обозначение(способность давать названия предметам и явлениям). Функции речи также подразделяют на коммуникативную и интеллектуальную. Коммуникативная функция выражается в том, что речь является средством общения. Интеллектуальная функция заключается в том, что речь служит средством мышления.
Коренной вопрос научных исследований – как происходит переход от мысли к слову и от слова к мысли, изучает такая отрасль психологии как психолингвистика.
Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель выступления. Выдающийся русский юрист и оратор А. Ф. Кони, хорошо знавший цену точности построения фразы, писал: "Стоит переставить слова в народном выражении "кровь с молоком" и сказать "молоко с кровью", чтобы увидеть значение отдельного слова, поставленного не на месте.
Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, в противном случае возникает отчужденность. Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов ("так сказать", "значит", "ну" и т. д.) отталкивающе действует на слушателей. Сильное волнение лектора специфически искажает его речь, в ней появляется "мусор" типа слов "это", "какой-то", "этот самый", "вот", "значит" и паузы с наполнителями типа "э-э-э".
Манера излагать простой материал сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт.