Вопрос 4. Цели и задачи управления интеллектуальной собственностью.

Интеллектуальная собственность есть совокупность прав на результаты интеллектуальной деятель­ности.

В свою очередь управление интеллектуальной собственностью означа­ет управление этими правами. Управление правами включа­ет широкий спектр вопросов по защите и охране этих прав, их принадлежности и распределению между субъектами правоотношений, приемы и способы передачи прав на объек­ты интеллектуальной собственности и т.п.

Таким образом, объект интеллектуальной собственно­сти выступает в качестве объекта управления, охраняемого совокупно­стью исключительных прав на результаты интеллектуаль­ной деятельности. Такой подход требует учета приемов и способов управления процессами создания и коммерциали­зации объектов интеллектуальной собственности на всех эта­пах их жизненного цикла.

Следует иметь в виду, что мы рас­сматриваем только те аспекты управления, которые непос­редственно связаны со специфическими особенностями объ­екта управления. При этом за рамками настоящего курса ос­тается все, что связано с обеспечением процессов подготовки кадров для создания объектов интеллектуальной собствен­ности, обеспечением условий труда «работников знаний», использованием результатов интеллектуальной деятельности в инновационных проектах, производством продукции с ис­пользованием объектов интеллектуальной собственности и т.д. и. т.п.

Цельюосвоения и использования ме­тодов управления интеллектуальной собственностью является повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, повышение качества всех иных сфер общественной жизни (здравоохранение, образование, культура, социальная сфера и т.д.).

Это подтверждается зарубежным и отечественным опытом.

В мире наблюдается все более динамичное разви­тие патентования фирмами своих изобретений, что осо­бенно характерно для Японии, США и Европы. Создаваемые европейскими компаниями в ходе совместной инновационной дея­тельности объекты интеллектуальной собственности являются предпосылкой для формирования на осно­ве патентов и лицензий предприятий мирового уров­ня, владеющих созданными технологиями и осуществ­ляющими в результате управления интеллектуальной собственностью контроль за состоянием товарных потоков и конкуренцией на рынке.

Использование в сфере управленческих решений всех аспектов охраны промышленной собственности при осуществлении стратегического планирования по­зволяет в результате патентно-лицензионной деятель­ности создавать технологические альянсы, корпора­ции, которые посредством перекрестного лицензиро­вания и повышения стоимости активов укрепляют свои конкурентные преимущества на рынке. Порой такие союзы инициируют принятие соответствующих охраня­емому ими техническому уровню той или иной продук­ции международных стандартов, усиливая, таким об­разом, ее доминирование на рынках на основе регла­ментируемых качественных характеристик и потребительских свойств товаров.

Ввиду большого внимания, уделяемого потребителями к внешнему виду то­варов, существенное значение стал приобретать дизайн, охрана которого осуществляется посредством патенто­вания промышленных образцов. Визуальная привле­кательность промышленного образца является одним из тех факторов, которые влияют на решение потреби­телей предпочесть один товар другому. Особенно зна­чимую роль промышленный образец приобретает в тех случаях, когда технические характеристики товаров, предлагаемых разными производителями, являются сравнительно одинаковыми. Таким образом, патента промышленный образец выполняет важную функцию защиты одного из отличительных свойств товара, благо­даря которому его производители достигают успеха на рынке.

В то же время конкурентоспособность предприя­тия во многом зависит от его репутации и способности индивидуализировать в результате использования то­варных знаков и знаков обслуживания (далее - товар­ный знак) качественные характеристики выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых ус­луг. Помимо содействия в результате утверждения ус­тойчивого спроса покупателей реализации, товарные знаки помогают своим владельцам на основе диффе­ренциации продукции расширять свои позиции на рын­ке, повышать прибыльность, поддерживать на основе лицензионных соглашений стратегические союзы в сфере маркетинга и сбыта продукции, реагировать на недобросовестную конкуренцию.

Так, сетью патентно-лицензионных соглашений формируются конкурентоспособные корпоративные компании, что позволяет им в результате охраны ин­теллектуальной собственности, экспорта инвестиций эффективно преодолевать как тарифные, так и нета­рифные барьеры стран импортеров, успешно осуществлять раздел рынков и контролировать развитие целых отраслей экономики.