Вопрос 4. Цели и задачи управления интеллектуальной собственностью.
Интеллектуальная собственность есть совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В свою очередь управление интеллектуальной собственностью означает управление этими правами. Управление правами включает широкий спектр вопросов по защите и охране этих прав, их принадлежности и распределению между субъектами правоотношений, приемы и способы передачи прав на объекты интеллектуальной собственности и т.п.
Таким образом, объект интеллектуальной собственности выступает в качестве объекта управления, охраняемого совокупностью исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Такой подход требует учета приемов и способов управления процессами создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности на всех этапах их жизненного цикла.
Следует иметь в виду, что мы рассматриваем только те аспекты управления, которые непосредственно связаны со специфическими особенностями объекта управления. При этом за рамками настоящего курса остается все, что связано с обеспечением процессов подготовки кадров для создания объектов интеллектуальной собственности, обеспечением условий труда «работников знаний», использованием результатов интеллектуальной деятельности в инновационных проектах, производством продукции с использованием объектов интеллектуальной собственности и т.д. и. т.п.
Цельюосвоения и использования методов управления интеллектуальной собственностью является повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, повышение качества всех иных сфер общественной жизни (здравоохранение, образование, культура, социальная сфера и т.д.).
Это подтверждается зарубежным и отечественным опытом.
В мире наблюдается все более динамичное развитие патентования фирмами своих изобретений, что особенно характерно для Японии, США и Европы. Создаваемые европейскими компаниями в ходе совместной инновационной деятельности объекты интеллектуальной собственности являются предпосылкой для формирования на основе патентов и лицензий предприятий мирового уровня, владеющих созданными технологиями и осуществляющими в результате управления интеллектуальной собственностью контроль за состоянием товарных потоков и конкуренцией на рынке.
Использование в сфере управленческих решений всех аспектов охраны промышленной собственности при осуществлении стратегического планирования позволяет в результате патентно-лицензионной деятельности создавать технологические альянсы, корпорации, которые посредством перекрестного лицензирования и повышения стоимости активов укрепляют свои конкурентные преимущества на рынке. Порой такие союзы инициируют принятие соответствующих охраняемому ими техническому уровню той или иной продукции международных стандартов, усиливая, таким образом, ее доминирование на рынках на основе регламентируемых качественных характеристик и потребительских свойств товаров.
Ввиду большого внимания, уделяемого потребителями к внешнему виду товаров, существенное значение стал приобретать дизайн, охрана которого осуществляется посредством патентования промышленных образцов. Визуальная привлекательность промышленного образца является одним из тех факторов, которые влияют на решение потребителей предпочесть один товар другому. Особенно значимую роль промышленный образец приобретает в тех случаях, когда технические характеристики товаров, предлагаемых разными производителями, являются сравнительно одинаковыми. Таким образом, патента промышленный образец выполняет важную функцию защиты одного из отличительных свойств товара, благодаря которому его производители достигают успеха на рынке.
В то же время конкурентоспособность предприятия во многом зависит от его репутации и способности индивидуализировать в результате использования товарных знаков и знаков обслуживания (далее - товарный знак) качественные характеристики выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Помимо содействия в результате утверждения устойчивого спроса покупателей реализации, товарные знаки помогают своим владельцам на основе дифференциации продукции расширять свои позиции на рынке, повышать прибыльность, поддерживать на основе лицензионных соглашений стратегические союзы в сфере маркетинга и сбыта продукции, реагировать на недобросовестную конкуренцию.
Так, сетью патентно-лицензионных соглашений формируются конкурентоспособные корпоративные компании, что позволяет им в результате охраны интеллектуальной собственности, экспорта инвестиций эффективно преодолевать как тарифные, так и нетарифные барьеры стран импортеров, успешно осуществлять раздел рынков и контролировать развитие целых отраслей экономики.