Сестринский процесс при хроническом гастрите, гастродуодените.

Профилактика.

Первичная профилактика:

· Своевременное выявление и лечение других заболеваний органов пищеварения (глистные инвазии, ДЖВП, кишечные инфекции и т.д.).

· Соблюдение принципов рационального питания.

· Санация очагов хронической инфекции.

· Оберегать ребенка от физических и эмоциональных перегрузок.

Вторичная профилактика:

· Диспансерное наблюдение.

· Проведение противорецидивного лечения.

· Санация очагов хронической инфекции.

 

Возможные проблемы пациента:

  • Боли в животе различной интенсивности
  • Диспепсические расстройства
  • Нарушение питания
  • Нарушение сна
  • Нарушение физиологических отправлений (поносы, метеоризм, запоры)
  • Снижение устойчивости к психическим и физическим нагрузкам
  • Беспокойство, чувство тревоги, связанные с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.
  • Страх перед обследованием.
  • Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.

Возможные проблемы родителей:

  • Дезадаптация и изменение стереотипа жизни семьи в связи с заболеванием ребенка.
  • Дефицит знаний о заболевании и уходе.
  • Необходимость изменения традиций семейного питания и организации диетического питания в домашних условиях.
  • Неадекватная оценка состояния ребенка.
  • Изменение внутрисемейных отношений.

Сестринские вмешательства:

1. Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о причинах и факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.

2. При обострении заболевания содействовать госпитализации ребенка в гастроэнтерологическое отделение стационара.

3. Создать атмосферу психологического комфорта и поддерживать у ребенка положительные эмоции во время его пребывания в стационаре.

4. Вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода, поощрять его к самоуходу при проведении личной гигиены.

5. Осуществлять мониторинг жизненно важных функций (ЧДД, ЧСС, АД, длительность болевого синдрома, характер рвоты, физиологических отправлений и т.д.).

6. Соблюдать тишину и охранительный режим, когда ребенок испытывает сильную боль, правильно проводить оценку боли.

7. Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психологические приемы и медикаментозные способы (растворимые и неабсорбируемые антациды). Предупредить родителей, что длительный их прием и большие дозы антацидных препаратов могут вызвать осложнение – молочно-щелочной синдром.

8. Своевременно оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о нежелательных эффектах. Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.

9. Научить родителей оказывать помощь при рвоте.

10. Заранее готовить ребенка с помощью терапевтической игры к манипуляциям и диагностическим методам обследования, терпеливо объяснять при этом непонятные слова и термины.

11. Обеспечить ребенка лечебным питанием, ознакомить ребенка и родителей с особенностями диеты № 1а, 1б, 1.

12. Научить родителей правильному подбору трав для фитотерапии и приготовлению отваров.

13. Порекомендовать родителям при обострении заболевания обеспечить ребенку рациональный режим дня с пролонгированным сном, при бодрствовании – разнообразить досуг спокойными настольными играми, чтением интересных книг, прослушиванием музыки и другими любимыми занятиями.

14. Включить в режим дня занятия ЛФК. В начале заболевания 12-15 минут в медленном темпе, используя простые упражнения для мелких и средних мышечных групп, с небольшим количеством повторений. Затем подключить упражнения для крупных мышц, но исключить упражнения для мышц брюшного пресса. При улучшении состояния и переводе ребенка на общий режим увеличить продолжительность занятий до 20 минут, ввести дыхательные, общеразвивающие упражнения на все группы мышц, из различных исходных положений, включить упражнения для мышц брюшного пресса с последующим расслаблением. Сочетать занятия ЛФК со спокойными играми, позволяющими восстановить нормальную адаптацию ребенка к физической нагрузке.

15. Обучить родителей правильно оценивать состояние ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от его физического и психического состояния, заботиться о поддержании положительного эмоционального тонуса.

16. Посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении питания (не переедать, отказаться от жирной, солёной, острой пищи), соблюдать основные принципы лечебного питания.

17. Вовлекать всех членов семьи в поддержание здорового образа жизни, обеспечить ребенку рациональный режим дня, адекватную физическую активность.

18. Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром и гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения противорецидивного лечения.

Дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП) –это заболевание, характеризующееся нарушением тонуса и моторики желчного пузыря и протоков, приводящими к нарушению оттока желчи из печени в 12-перстную кишку. Среди всех хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей ДЖВП составляет 80%. ДЖВП, в основном, возникают в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек встречаются в 2 раза чаще.

Причины и факторы риска развития заболевания:

· Наследственная предрасположенность

· Длительное нарушение ритма питания (длительные интервалы между приемами пищи).

· Раннее введение в пищевой рацион жирной и острой пищи.

· Переедание.

· Пороки развития желчевыделительной системы.

· ОКИ (особенно сальмонеллёз, дизентерия, вирусный гепатит), паразитарные заболевания.

· Пищевая аллергия.

· Хронические очаги инфекции.

· Нервные перенапряжения, стрессовые ситуации.

· Гипокинезия.

· Заболевания желудка и 12-перстной кишки.

Механизм патологического процесса:

Нарушение секреции пищеварительных гормонов вызывают нарушение регуляции функции желчевыведения. Неврозы, нарушение тонуса нервной вегетативной системы, нарушение нейрогуморальной регуляции вызывают расстройство координации и мышечного тонуса желчного пузыря и протоков. Застой желчи способствует снижению бактерицидных свойств кишечника, что ведет к развитию дисбактериоза. Нарушение оттока желчи с последующим изменением ее биохимического состава и коллоидных свойств способствуют выпадению в осадок составных частей желчи и создают условия для развития ЖКБ.