Заболевания детей раннего возраста. Хронические расстройства питания.
Заболевания слизистой оболочки полости рта (стоматиты, молочница).
План изложения материала:
1. Хронические расстройства питания. Виды.
2. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии.
3. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.
4. Профилактика гипотрофии.
5. Паратрофия (ожирение). Причины и факторы риска. Клинические проявления. Принципы лечения. Профилактика.
6. Сестринский процесс при дистрофиях.
7. Стоматиты: определение, виды. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию заболевания.
8. Клинические симптомы стоматитов, осложнения, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.
9. Профилактика стоматитов у детей.
10. Сестринский процесс при стоматитах.
Цель занятия:Сформировать у студентов знания о причинах, предрасполагающих факторах, клинических проявлениях, принципах лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.
Содержание учебного материала:
Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска, ранние признаки и клинические проявления, осложнения. Диагностика, принципы лечения и планирования сестринского ухода за пациентами. Профилактика заболеваний.
После изучения темы студент должен:
Представлять и понимать:
1. Механизмы развития патологического процесса при диспепсии, гипотрофии.
2. Роль медицинской сестры в ранней диагностике заболеваний.
3. Роль медицинской сестры на этапах сестринского процесса при уходе за пациентами.
4. Роль участковой медсестры в профилактике заболеваний.
Знать:
1. АФО органов пищеварения у детей грудного возраста.
2. Факторы риска и причины развития заболеваний.
3. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику.
4. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.
5. Профилактику заболеваний.
Дистрофия(от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают:
· Гипотрофия – недостаточное питание.
· Паратрофия, ожирение – избыточное питание.
Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.
Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет ~ 10-12% детей до 3-х лет.
Этиология:
Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.
Факторы риска развития заболевания:
1. Алиментарные факторы:
· Недостаточное питание матери во время беременности
· Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция
· Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.)
· Анорексия
· Несбалансированное питание ребенка
2. Инфекционные факторы:
· Инфекционные поражения желудочно-кишечного тракта
· Инфекции мочевыводящих путей, пиелонефрит
· Различные очаги инфекции
3. Врожденные пороки развития:
· Пороки развития желудочно-кишечного тракта с непроходимостью и рвотой (пилоростеноз и т.д.)
· ВПС
· Незаращение верхней губы, мягкого и твердого неба.
· Наследственные аномалии обмена веществ (ферментопатии и т.д.)
· Органические поражения ЦНС
· Иммунодефицитные состояния
4. Психосоциальные факторы:
· Недостаточное внимание к ребенку
· Отрицательное эмоциональное воздействие на ребенка
· Дефекты ухода и воспитания
· Несоблюдение режимных моментов.
Механизм патологического процесса:
Под влиянием различных факторов происходит нарушение ферментативной деятельности пищеварительных желез, подавляется секреция желудочно-кишечного тракта. Нарушаются процессы ферментативного расщепления и всасывания пищевых веществ в кишечнике, развивается дисбактериоз, снижается синтез витаминов. Для поддержания процессов жизнедеятельности организм использует запасы жира и гликогена из депо (подкожная клетчатка, печень, мышцы, внутренние органы), затем начинается распад клеток паренхиматозных органов. В процессе распада образуются промежуточные токсические вещества, которые еще больше ухудшают обменные процессы. Нарушается возбудимость коры головного мозга и подкорковых центров, их регуляторные механизмы, что приводит к угнетению и истощению внутренних органов. Разрушается система иммунологической защиты, легко присоединяется инфекция и активируются ее эндогенные очаги с развитием септического и токсического состояния.