Налоговая нагрузка на компании
Штрафные санкции
Вид налогового правонарушения | Размер штрафа | |
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок: | ||
менее чем 90 дней со дня истечения срока постановки на учет в налоговом органе | 5 тыс руб | |
более 90 дней | 10 тыс. руб. | |
Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке | 5 тыс руб | |
Грубое нарушение* компанией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение | ||
одного налогового периода | 5 тыс руб. | |
более чем одного налогового периода | 15 тыс. руб. | |
Грубые нарушения* компанией правил учета и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшие занижение налоговой базы | 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб | |
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) | 20% неуплаченной суммы налога | |
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), | 40% неуплаченной суммы налога | |
а также неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, совершенные умышленно | ||
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | 20% суммы, подлежащей перечислению |
* Под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов для налогообложения понимают отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Источник: Налоговый кодекс РФ. Ч. 1. М. : ИКФ «ЭКМОС», 2002 С. 106-108.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения компании, месту нахождения ее обособленных подразделений.
Система налогов и сборов оказывает существенное влияние на финансовую деятельность компаний. В реальной практике степень этого влияния выражается в величине налоговой нагрузки.
В табл. 5.2 приведены оценки налоговой нагрузки на российские компании.
Несмотря на общую тенденцию к снижению налоговой нагрузки в этой области существует масса проблем. Несовершенство налогового законодательства состоит в излишней усложненности расчетов большинства налогов, частом изменении как самих налогов, так и процедур их определения, нечеткости и «расплывчатости» формулировок налогового законодательства, его заметном отставании от темпов развития рыночной экономики в России. В таких условиях возникали и будут возникать споры о правильности понимания и трактовок применения налоговой нормы. Влияние этого объективного фактора на ситуацию в стране может быть устранено только в результате относительно продолжительной практики административного и арбитражного разбирательства. К субъективным факторам можно отнести пока только формирующийся в стране менталитет законопослушного налогоплательщика, т.е. нельзя исключать умысел в совершении налогового правонарушения. Кроме того, существуют внутренние установки налогового ведомства, так называемый политический заказ. В результате действия объективных и субъективных факторов нарушения налогового законодательства по результату проверок, проводившихся Министерством по налогам и сборам в 2002—2003 гг., зафиксированы у 75% налогоплательщиков1.
Таблица 5.2. Рейтинг налоговой нагрузки по доле налогов в выручке,%
Компания | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
Сургутнефтегаз | 38,7 | 38,0 | 46,3 |
Роснефть | 31,5 | 34,4 | 38,1 |
TNK Int. | 23,8 | 27,5 | 37,0 |
Газпром | 43,1 | 41,2 | 36,8 |
Татнефть | 26,1 | 26,2 | 33,7 |
ЮКОС | 30,5 | 31,9 | 32,7 |
Норильский никель | 37,4 | 32,3 | 30,8 |
Сибнефть | 21,9 | 25,6 | 26,6 |
ЛУКойл | 22,1 | 25,4 | 23,5 |
РАО «ЕЭС России» | 21,2 | 19,3 | 16,5 |
Силовые машины | 12,1 | 13,8 | 14,2 |
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) | 14,5 | 14,0 | 14,0 |
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) | 13,9 | 12,6 | 12,0 |
Северсталь | 12,5 | 11,1 | 11,9 |
Уралмаш-Ижора | 11,9 | 9,2 | 8,5 |
Источник: Финансовые известия. 2004. № 54. 26 марта. С. 12.
1 См.: Эксперт. 2004. № 10. С. 4.
Налоговая нагрузка на компании возникает также в результате неформальных воздействий государственных учреждений на бизнес и их представителей. Эти расходы особо значимы в силу традиционной распространенности нелегальных взаимоотношений в России. К неформальным воздействиям государства относятся: административные барьеры, нелегальные принудительные поборы с бизнеса, коррупция.
Административные барьеры в экономике — это установленные решениями государственных органов правила, вводящие обязательные платежи за прохождение бюрократических процедур. Административные барьеры возникают в следующих ситуациях: при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация компаний и изменений в их статусе, уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.); при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (ее лицензирование, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и т.п.); при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими компаниями, получение различных льгот).
Цена регистрации варьирует в зависимости от характера компании и региона. Средние издержки регистрации по стране составляют, по разным подсчетам, от 4600 руб. (издержки по регистрации приравниваются к средней стоимости посреднических услуг) до 10 000 руб. (к стоимости посреднических услуг добавляются иные издержки предпринимателей, имеющие место даже при использовании услуг посредников).
Лицензирование отдельных видов деятельности также служит весьма заметным административным барьером. Так, процедура получения лицензии на производство хлеба включает посещение 8 инстанций, оформление более 20 документов, затраты до 15 тыс. руб. и около 270 часов времени. Себестоимость единицы продукции возрастает при этом на 3%.