Участие и помощь взрослого

Специфика трудовых навыков и умений

Близость детского труда к игре

Воспитывающий характер труда детей

Специфика результата труда дошкольников

Отличительные особенности труда дошкольников

 

Трудовая деятельность дошкольников имеет ряд отличительных особен­ностей:

• ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;

• труд детей носит воспитательный характер;

• близость детского труда к игре;

• трудовые навыки и умения детей не являются профессиональными;

• ситуативный, необязательный характер труда ребенка;

• трудовая деятельность детей предполагает участие и помощь взрослого.

 

1. Труд дошкольников имеет специфику - ребенок не создает в процессе своего труда общественно необходимых материальных ценностей.

В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше вклю­чался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако современный ребенок, особенно дошкольного возраста, не может участвовать в производстве и, следовательно, создавать материальные ценности для общества.

2. Труд детей носит воспитывающий характер. Труд удовлетворяет потреб­ности ребенка в самоутверждении, познании собственных возможнос­тей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины).

3. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре.Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д.

В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление пре­вратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже иг­рают ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игро­вую ситуацию, связанную с трудом.

4.В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянно­го материального вознаграждения.

5, Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. От его от­сутствия "страдает" лишь формирующийся нравственный облик ребен­ка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества лич­ности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Формы организации труда в дошкольном учреждении