Процесс планирования, процесс деятельности
Мотивы
Трудовые действия
Цель
Компоненты трудовой деятельности дошкольников
5. Результат труда
Компонентами трудовой деятельности являются:
• цель;
• трудовые действия;
• мотивы;
• процесс планирования, процесс деятельности;
• результат труда.
1. Цель как компонент трудовой деятельности отражает достижение пред-
полагаемого результата труда.
Дети младшего школьного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат труда. Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в зачаточном состоянии. На данном этапе решающая роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата. Для данной возрастной группы взрослый ставит отдаленные цели. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели.
Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в ее реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.
2. Трудовые действия - относительно самостоятельные процессы трудовой деятельности.
Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не результат.
Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности.
3. Мотивы - психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. В качестве мотивов могут выступать психические процессы, состояния и свойства личности.
Мотивы могут быть самыми разнообразными:
• получить от взрослых положительную оценку своих действий;
• самоутвердиться;
• вступить в общение со взрослыми;
• принести пользу другим (общественный, мотив) и т. д.
Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать.
4. Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает всебя:
• организацию работы;
• исполнение;
• контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата вцелом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, намечают основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.
Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно ирационально, умение предвидеть результат.
Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.
Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. И этот компонент имеет свою специфику. Детей младшего возраста увлекает процесс деятельности как таковой. Но и старших дошкольников увлекает сам процесс.
В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.
5. Своеобразно отношение детей к результату труда.Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаше всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5 - 7 лет у детей уже может появиться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде. Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.