Пример показателей и критериев достижения стратегических целей организации
Рис. 2.9. Матричная диаграмма взаимодействия процессов
Установив основные процессы организации и взаимосвязи между ними, необходимо определить цели каждого процесса, а также показатели его результативности и эффективности. Без этого невозможна оценка и улучшение процессов. В решении этой задачи должны участвовать руководство организации, владелец процесса и команда, организованная для создания или улучшения процесса. Возможно рассмотрение задач, поставленных перед этой командой, как проекта с выделением необходимых ресурсов. В последние годы проектная форма ведения бизнеса хорошо себя зарекомендовала. Если рассматриваются функциональные процессы (подпроцессы), в качестве владельца процесса обычно выступает руководитель соответствующего структурного подразделения.
Цели процессов должны трансформироваться из стратегических целей организации. Для облегчения решения этой задачи и для обеспечения измеримости результатов процессов необходимо, чтобы стратегические цели организации в области качества были также измеримы и привязаны к конкретным видам деятельности (процессам). Пример таких стратегических целей показан в табл. 2.4. Количественные значения показателей, характеризующих как стратегические цели организации, так и цели процессов, должны быть проверены на непротиворечивость финансово-экономическими методами. Цели организации формируются высшим руководством на основании анализа СМК, маркетинговых исследований и бенчмаркинга. Значения показателей целей утверждаются высшим руководством, включаются в бизнес-план организации и после его утверждения становятся обязательными для всех подразделений организации.
Если цели и показатели процесса трудно связать с целями и показателями организации (это характерно для поддерживающих процессов), при определении целей и показателей таких процессов может быть использован следующий прием:
1. Определить место данного процесса в цепи или сети процессов.
2. Установить процесс (процессы), для которого (которых) входами являются выходы данного процесса.
3. Владельцу (владельцам) и команде (командам) этого (этих) последующего (последующих) процесса (процессов) выбрать условия успешного функционирования их процесса (процессов).
4. Принять в качестве целей и показателей данного процесса условия успешного функционирования последующего (последующих) процесса (процессов).
Например, владелец процесса планирования создания продукции оценивает процесс, связанный с потребителем, по формированию портфеля заказов в соответствии с заданным бизнес-планом; владелец процесса управления финансами оценивает тот же процесс, связанный с потребителем, по соответствию фактического поступления денег утвержденному графику.
Данную процедуру следует выполнить для всей цепи (сети) процессов, начиная с ее начала.
Согласно МС ISO 9000:2000 оценка процесса должна производиться по трем группам показателей: процесса, продукта процесса, удовлетворенности клиентов процесса. Пример матрицы таких показателей приведен в табл. 2.5. Не обязательно применять все показатели, приведенные в таблице, для оценки одного процесса.
Таблица 2.4
Перспективы | Цели | Показатели | Критерии |
Финансовые | Прибыль | Управленческая прибыль по секторам | Увеличение на 30% за год |
Объем продаж | $ млн | Увеличение в 1,2 раза за год | |
Затраты | Себестоимость производства | Снижение на 20% за год | |
Операционные затраты в офисе | Снижение на 15% за год | ||
Рыночные | Новый продукт | Цена | Ниже рыночной на 3% |
Лучшие условия поставок | Срок поставки | До 2 недель через год | |
Время обслуживания | Сокращение на 40% за год | ||
Полнота информационного обеспечения | 70 % клиентов через год | ||
Процессы | Сокращение издержек на производство | Себестоимость единицы изделия | Сокращение на 10% за год |
Повышение качества обслуживания клиентов | % рекламаций | Снижение на 60% за год | |
Эффективность и качество закупок | Ошибки в комплектации заказов | Снижение на 70% за год | |
Повышение качества производства | Срок поставки сырья | Снижение до 2 недель за год | |
% несоответствующего сырья | Снижение на 60% за год | ||
Снижение % брака | На 80% за год |
Таблица 2.5