Рекомендации ИСО

Порядок создания системы менеджмента качества

Рис. 2.3. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе

ТК 176 ISO (разработчик стандартов серии ИСО 9000) в 2002 году предложил Процедуру внедрения системы менеджмента качества по МС ISO 9001:2000 в организации.

Эта Процедура включает следующие этапы:

1. Определите цели, которые вы хотите достичь.

Типичными целями могут быть:

- повышение эффективности и рентабельности;

- производство продуктов и оказание услуг, полностью отвечающих требованиям потребителя;

- достижение удовлетворенности потребителя;

- увеличение доли на рынке;

- сохранение доли на рынке;

- улучшение взаимоотношения и морального климата внутри организации;

- сокращение затрат и уменьшение задолженностей;

- укрепление доверия к системе производства.

2. Определите, чего от вас ждут другие.

Примеры лиц и организаций, заинтересованных в результатах вашей работы:

- клиенты и конечные потребители;

- персонал компании;

- поставщики;

- акционеры;

- общество в целом.

3. Найдите необходимую информацию о международных и национальных стандартах серии ИСО 9000.

Это следующая информация:

- общие сведения;

- более детальная информация – международные и национальные стандарты серии ИСО и др.;

- сопроводительная информация – сайт ИCO (www.iso.org);

- опыт применения стандартов серии ИСО 9000 во всем мире (публикации журнала ISO Management Systems).

4. Примените стандарты серии ИСО 9000 в вашей системе менеджмента качества.

Решите, собираетесь ли вы получить сертификат соответствия вашей системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001 или хотите выдвинуть (зарегистрировать) вашу систему менеджмента качества на соискание национальной премии в области качества:

- используйте требования стандарта ИСО 9001 как основу для получения сертификата;

- используйте требования стандарта ИСО 9004 совместно с критериями национальной премии в области качества для выдвижения системы менеджмента качества на соискание этой премии.

5. Приобретите руководство по отдельным разделам системы менеджмента качества.

Такими специальными тематическими стандартами являются: ISO 10006:1997, ISO 10007:1995, ISO 10012J1:1992, ISO 10012J2:1997, ISO/ТО 10013:2001, ISO/ТО 10014:10014:1998, ISO 10015:1999, ISO/ТУ 16949:2002, ISO 19011JA, ISO 19011JB и др.

6. Установите ваш статус, определите несоответствия вашей системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001.

Вы можете провести:

- самооценку;

- оценку с помощью внешней организации.

7. Определите процессы, необходимые для обеспечения вашего потребителя продукцией и услугами.

Проанализируйте требования раздела стандарта ИСО 9001 по процессам создания продукции и определите, отвечает ли этим требованиям ваша система менеджмента качества, включая процессы:

- закупки;

- проектирования и/или разработки;

- производства и технического обслуживания;

- контроля средств мониторинга и измерений;

- связанные с потребителем.

8. Разработайте план, как устранить несоответствия (п. 6) и усовершенствовать процессы, определенные в п. 7.

Определите действия по устранению выявленных несоответствий, выделите ресурсы, необходимые для их исполнения, распределите ответственность и полномочия, установите взаимоотношения исполнителей и составьте график осуществления этих действий. Пп. 4.1 и 7.1 стандарта ИСО 9001 содержат информацию, которую вам необходимо рассмотреть при разработке плана.

9. Выполняйте ваш план.

Осуществляйте запланированные действия и отмечайте ход их выполнения в соответствии с графиком.

10. Проводите периодическую внутреннюю оценку.

Используйте стандарт ИСО 19011 в качестве руководства по аудиту, для оценки квалификации аудитора и управления программами аудита.

11. Решите, нуждается ли ваша система менеджмента качества в подтверждении соответствия.

Если да, перейдите к п. 12.

Если нет, перейдите к п. 13.

У вас может возникнуть необходимость или желание подтвердить соответствие (получить сертификат/регистрацию) требованиям стандарта с целью:

- удовлетворения требований контракта;

- удовлетворения требований рынка или требований потребителя;

- удовлетворения требований регулирующих организаций;

- обеспечения управления рисками;

- определения задач развития вашей организации в области качества.

12. Проведите независимую аудиторскую проверку.

Привлеките аккредитованную регистрирующую/сертифицирующую организацию для проведения аудиторской проверки и выдачи сертификата соответствия вашей СМК требованиям стандарта ИСО 9001.

13. Продолжайте совершенствовать ваш бизнес.

Проанализируйте эффективность и пригодность вашей системы менеджмента качества. Стандарт ИСО 9004 содержит методику ее совершенствования.