Взаимодействие с внешней средой

Функции управления качеством

Система менеджмента качества (СМК), или система качества (СК), предназначена для общего и оперативного руководства качеством с целью обеспечения требуемого качества продукции, удовлетворяющего всех участников ее производства и потребления (поставщиков, организацию производителя, потребителей, общество в целом).

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001 руководство (менеджмент) качества продукции осуществляется путем управления процессами, формирующими качество продукции. Это возможно при реализации в организации основных управленческих функций:

- взаимодействия с внешней средой;

- формирования политики и целей в области качества;

- планирования качества;

- организации работ по качеству;

- обучения и мотивации персонала;

- контроля качества;

- информации о качестве;

- разработки мероприятий по улучшению качества;

- принятия решений;

- реализации мероприятий.

Все эти функции связаны между собой и в совокупности формируют процесс управления качеством в рамках организации. При реализации каждой из этих функций может использоваться цикл Э. Деминга PDCA. Рассмотрим содержание каждой из названных функций.

Процесс управления качеством начинается и заканчивается взаимодействием с внешней средой. Из внешней среды предприятие получает заказ на изготовление продукции или оказание услуг требуемого качества и получает от поставщиков необходимые материалы, ресурсы и услуги. Во внешнюю среду предприятие поставляет продукцию в соответствии с требованиями заказчиков и оттуда же получает отзывы на свою продукцию и услуги.

Основные факторы внешней среды, влияющие на качество:

- потребители и заказчики, требования которых должны учитываться при создании продукции и оказании услуг;

- научно-технический прогресс и достижения конкурентов, дающие ориентиры при определении требуемого уровня качества;

- поставщики трудовых ресурсов, от которых во многом зависит формирование на предприятии главного, человеческого фактора, решающим образом влияющего на качество;

- поставщики материалов и комплектующих изделий, уровень качества которых напрямую влияет на качество продукции и услуг;

- профсоюзы, государственные органы и законы, устанавливающие правила и регулирующие деятельность в области стандартизации, сертификации, метрологии, защиты окружающей среды и здоровья населения, а также защиты прав потребителей и работников предприятия.

Для некоторых предприятий важными являются также международные, политические и социокультурные факторы.

Для учета влияния приведенных факторов на качество необходимо организовать на предприятии выполнение следующих основных работ:

- изучение рынка;

- активный поиск и взаимодействие с заказчиками и потребителями, в том числе путем рекламы своей продукции;

- сбор и анализ информации о научно-техническом прогрессе и достижениях конкурентов, патентно-лицензионную работу;

- планирование модернизации и обновления продукции с целью ее постоянного совершенствования;

- контроль над выполнением требований заказчиков и рынков сбыта при разработке, изготовлении и сервисном обслуживании продукции;

- выбор квалифицированных поставщиков трудовых ресурсов, материалов и комплектующих изделий;

- отслеживание действующего законодательства в области качества;

- связь с общественностью, участие в выставках, семинарах по качеству;

- проведение сертификации продукции и систем качества.

Все эти работы должны быть предусмотрены в организации при создании СМК.