Взаимодействие с внешней средой
Функции управления качеством
Система менеджмента качества (СМК), или система качества (СК), предназначена для общего и оперативного руководства качеством с целью обеспечения требуемого качества продукции, удовлетворяющего всех участников ее производства и потребления (поставщиков, организацию производителя, потребителей, общество в целом).
Согласно ГОСТ Р ИСО 9001 руководство (менеджмент) качества продукции осуществляется путем управления процессами, формирующими качество продукции. Это возможно при реализации в организации основных управленческих функций:
- взаимодействия с внешней средой;
- формирования политики и целей в области качества;
- планирования качества;
- организации работ по качеству;
- обучения и мотивации персонала;
- контроля качества;
- информации о качестве;
- разработки мероприятий по улучшению качества;
- принятия решений;
- реализации мероприятий.
Все эти функции связаны между собой и в совокупности формируют процесс управления качеством в рамках организации. При реализации каждой из этих функций может использоваться цикл Э. Деминга PDCA. Рассмотрим содержание каждой из названных функций.
Процесс управления качеством начинается и заканчивается взаимодействием с внешней средой. Из внешней среды предприятие получает заказ на изготовление продукции или оказание услуг требуемого качества и получает от поставщиков необходимые материалы, ресурсы и услуги. Во внешнюю среду предприятие поставляет продукцию в соответствии с требованиями заказчиков и оттуда же получает отзывы на свою продукцию и услуги.
Основные факторы внешней среды, влияющие на качество:
- потребители и заказчики, требования которых должны учитываться при создании продукции и оказании услуг;
- научно-технический прогресс и достижения конкурентов, дающие ориентиры при определении требуемого уровня качества;
- поставщики трудовых ресурсов, от которых во многом зависит формирование на предприятии главного, человеческого фактора, решающим образом влияющего на качество;
- поставщики материалов и комплектующих изделий, уровень качества которых напрямую влияет на качество продукции и услуг;
- профсоюзы, государственные органы и законы, устанавливающие правила и регулирующие деятельность в области стандартизации, сертификации, метрологии, защиты окружающей среды и здоровья населения, а также защиты прав потребителей и работников предприятия.
Для некоторых предприятий важными являются также международные, политические и социокультурные факторы.
Для учета влияния приведенных факторов на качество необходимо организовать на предприятии выполнение следующих основных работ:
- изучение рынка;
- активный поиск и взаимодействие с заказчиками и потребителями, в том числе путем рекламы своей продукции;
- сбор и анализ информации о научно-техническом прогрессе и достижениях конкурентов, патентно-лицензионную работу;
- планирование модернизации и обновления продукции с целью ее постоянного совершенствования;
- контроль над выполнением требований заказчиков и рынков сбыта при разработке, изготовлении и сервисном обслуживании продукции;
- выбор квалифицированных поставщиков трудовых ресурсов, материалов и комплектующих изделий;
- отслеживание действующего законодательства в области качества;
- связь с общественностью, участие в выставках, семинарах по качеству;
- проведение сертификации продукции и систем качества.
Все эти работы должны быть предусмотрены в организации при создании СМК.