Планирование качества

Политика и цели организации в области качества

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 обязательным элементом документации СМК являются документально оформленные заявления о политике и целях организации в области качества.

Политика в области качества – «общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством» (ГОСТ Р ИСО 9000). Политика в области качества разрабатывается непосредственно высшим руководством (или под его контролем) с учетом специализации и экономического состояния организации.

Цели в области качества – «то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества» (ГОСТ Р ИСО 9000). Цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества и устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации.

Специализация организации (вид производства или оказания услуг) находит свое отражение как при указании основных направлений деятельности организации в области качества, так и при перечислении целей различных подразделений для реализации этих направлений.

Состояние организации на момент разработки Политики в области качества влияет на характер задач в области качества, стоящих перед организацией.

В условиях стабильной работы предприятия основным направлением политики качества должно быть, очевидно, опережение конкурентов в области качества путем постоянного усовершенствования своей продукции, которое требует активного проведения исследований, разработки перспективных проектов, внедрения передовых технологий и подготовки персонала.

В кризисные периоды, при спаде производства и нехватке инвестиций, в политике качества в первую очередь необходимо предусматривать сохранение достигнутого уровня качества, способного на какое-то время поддержать спрос на продукцию.

Основное внимание в этом случае должно быть уделено использованию всех имеющихся внутренних резервов для поддержания качества и поиску таких решений, которые позволили бы без снижения качества сократить затраты на производство продукции. Кроме того, целесообразно предусмотреть более активное сотрудничество с заказчиками и поставщиками с целью совместного преодоления трудностей.

Планирование качества – это «часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества» (ГОС Р ИСО 9000).

Планирование качества осуществляется путем разработки планов качества. План качества – это «документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту».

Планирование качества классифицируется:

По временному признаку:

- стратегическое, намечающее основные работы в области качества и уровень качества на перспективу. Такое планирование называют также прогнозированием. Стратегия качества является частью общей стратегии предприятия и может быть изложена в политике качества;

- текущее, включающим мероприятия в области качества на предстоящий год.

По области распространения:

- общего характера, устанавливающего задачи в области качества для организации в целом. Оно может включать такие вопросы, как проектирование и освоение новой продукции, снятие с производства устаревших изделий, проведение анализа рынка, достижений научно-технического прогресса в своей области, проведения перспективных научно-исследовательских работ, создания системы качества в организации, ее сертификации и др.;

- частного характера, распространяющегося на отдельные процессы внутри организации (горизонтальное планирование качества) или на отдельные подразделения организации (вертикальное планирование качества). Это могут быть планы технического перевооружения различных производств или служб, совершенствования различных процессов (управления, анализа рынка, связей с потребителями, проектирования продукции, документооборота, производства отдельных деталей, узлов или изделий, контроля и т. д.), внутренних и внешних проверок СМК, стандартизации, метрологического обеспечения СМК и др.

Перед утверждением взаимосвязанные планы должны быть рассмотрены совместно для увязки по срокам и количественным показателям запланированных мероприятий.

Для удобства контроля над выполнением планов и представления их заказчикам и аудиторам все перечисленные планы могут быть объединены и изданы в виде ежегодного приказа по предприятию.