Постоянное улучшение
Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
Применение принципа «Системный подход к управлению» - это осуществление в организации деятельности, направленной на:
- структурирование системы путем установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей организации;
- создание такой системы, при которой заданные цели достигаются наиболее эффективным путем;
- понимание взаимозависимости между процессами в системе;
- установление целей и определение того, как должны взаимодействовать конкретные службы в системе для достижения установленных целей;
- непрерывное улучшение системы посредством измерения и оценивания;
- определение возможностей и ресурсов и только потом принятие решений о действиях.
Принцип «Системный подход к управлению» тесно взаимосвязан с принципом «Процессный подход» и с представлением системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. Создание, обеспечение и управление системой взаимосвязанных процессов существенно повышает результативность и эффективность деятельности предприятия и является эффективным с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований потребителей.
При системной подходе стало возможным полное использование обратной связи и потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования по качеству каждой составной части системы.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Применение этого принципа - это осуществление на предприятии деятельности, направленной на:
- установление целей по управлению и изменению постоянного улучшения:
- оценку, признание и подтверждение улучшений;
- использование согласованного подхода к постоянному улучшению во всей организации;
- предоставление работникам возможности обучения методам и средствам постоянного улучшения, включая цикл Деминга, статистические методы и т. д.;
- формирование потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процесса и системы в целом, мотивация персонала, участвующего в улучшениях;
- превращение принципа постоянного улучшения продукции, процессов и системы в цель для каждого работника организации;
- периодическую оценку соответствия установленным критериям для определения области потенциального улучшения;
- постоянное повышение эффективности всех процессов;
- регистрацию улучшений.
Деятельность по улучшению должна рассматриваться как непрерывный процесс.
Постоянное улучшение - это способность оперативной перестройки процессов в ответ на потребности внутренних и (или) внешних потребителей.
Принцип постоянного улучшения предполагает обучение сотрудников современным методам и средствам реализации этого процесса.
Возникающие на предприятии проблемы должны не только отслеживаться, но должны приниматься необходимые корректирующие и/или предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем.
Для стимулирования процесса улучшения руководство само должно участвовать в этом процессе, ставить конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе улучшения, выделять необходимые ресурсы для реализации этих задач, а также признавать достигнутые улучшения.