Этап 4. Анализ цен на продукты конкурентов

Этап 3. Анализ структуры затрат

Этап 2. Оценка спроса

Этап 1. Установление целей ценообразования

ЭТАПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Стратегия лидирования в цене

Стратегия следования за лидером (следования за ценой)

Банки, использующие данную стратегию, устанавливают свои цены на уровне среднерыночных.

Такая стратегия распространена среди мелких и средних банков и в длительной перспективе ведёт к выравниванию цен на банковские услуги и продукты в целом по рынку.

Тарифы банка-лидера воспринимаются рынком как «справочные» или «справедливые». Они формируют критерий, по которому другие участники рынка устанавливают свои цены.

Изменение цены, произведённое лидером, обычно влияет на цены всех участников рынка.

 

Этапы установления цены на банковский продукт:

Стратегия ценообразования может преследовать разнообразные цели, однако среди них можно выделить основные:

v максимизация текущей прибыли;

v удержание позиций на рынке (выживание);

v увеличение клиентской базы;

v лидерство в качестве продукта.

При установлении цен на банковские продукты и услуги банку необходимо учитывать, что в общем случае цена и спрос находятся в обратной зависимости.

Также необходимо учитывать и степень эластичности спроса на конкретный банковский продукт, так как чем более эластичен спрос, тем больше изменение цены банковского продукта влияет на изменение спроса. Даже незначительное повышение цены может привести к существенному падению спроса и соответственно доходов банка.

Рост спроса на банковские услуги со стороны клиентов стимулирует рост предложения этих услуг со стороны банков.

В свою очередь, оценка спроса банками позволяет определить максимально возможную цену предложения банковских услуг.

Производится с целью определения реальных затрат банка, связанных с предоставлением отдельных услуг.

Совокупный уровень затрат банка обусловливает нижнюю границу цены. Затраты банка могут быть разбиты на группы:

v процентные расходы;

v непроцентные расходы.

Процентные расходы порождаются начислением и выплатой процентов по привлечённым средствам.

К непроцентным расходам могут быть отнесены расходы на содержание аппарата управления, персонала, расходы на хозяйственные нужды, почтовые и телеграфные расходы и другие.

Если максимальная цена зависит от спроса, а минимальная определяется уровнем издержек, то на установление среднего диапазона цен влияют цены конкурентов.

Поэтому банку необходимо знать цены и качество услуг своих конкурентов.

Критерии качества банковских продуктов:

- быстрота обслуживания

- точность обслуживания

- качество обслуживания

- наибольшее соответствие банковского продукта нуждам клиента

-уникальные достоинства банковского продукта

-наличие дополнительных услуг, повышающих компетентность обслуживания

Сопоставляя показатели качества и цены конкурентов с аналогичными показателями своего банка, сотрудники отдела маркетинга должны сделать определённые выводы о направленности разрабатываемой ценовой стратегии.