АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА И Е ФОРМИРОВАНИЕ
Классификация потребительского спроса
ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НА БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БП НА РЫНКЕ
В основе сегментации банковского рынка лежит
СЕГМЕНТАЦИЯ БАНКОВСКОГО РЫНКА
Отбор целевых рынков:
-изучение спроса -сегментирование рынка -отбор целевых сегментов -прогнозирование продуктов на рынке
- характер банковских услуг - клиентурный признак
Принципы сегментации:
-географический –демографический -поведенческий
Стратегия выбора целевых сегментов банковского рынка:
-недеренфицированный маркетинг (обслуживание всего рынка) -диференцированный маркетинг (выборочная специализация на различных сегментах)
-концентрированный маркетинг (обслуживание нацелено на одну группу потребителей)
Позиция товара - это мнение целевых рыночных сегментов относительно важнейших характеристик товара. Позиция характеризует место, занимаемое товаром в сознании потребителей к товару конкурентов.
Позиционирование– определение места предложения товара на рынке, создание такого имиджа товара, который позволит ему занять в сознании покупателей отличающиеся от положения товаров конкурентов.
Этапы позиционирования:
1)Выбор критерий позиционирования и определение показателей по выбранным критериям:
-выявление потребительских признаков товаров
-оценка престижности и определение эмоциональной ценности товара
-учет слабых позиций конкурентов
-расширение круга потенциальных покупателей
2)Построение карты восприятия:
-наглядное представление с использованием нескольких оценочных показателей.
3)Перепозиционирование:
-пересмотр существующих позиций товара.
Формирование спроса зависит от множества факторов. Для изучения спроса на БУ особо важно знать платежеспособность клиентуры.
Процесс изучения спроса включает в себя два этапа:
1)Изучение текущего уровня спроса для его изучения следует выявить те нужды потенциальных и обслуживаемых клиентов, к которым проявляется наибольший интерес. Основное внимание уделяется той категории клиентов, который банк традиционно обслуживает или был бы заинтересован обслуживать, а также имеющиеся у него БП и БУ.
2)Прогнозирование спроса – для этого изучаются имеющиеся тенденции на рассматриваемом рынке. Выявляются факторы, влияющие на состояние спроса и выявляется степень их воздействия.
На состояние спроса влияют следующие факторы:
-политические –экономические –правовые -культурные
-изучение цен на БП
1) по масштабу
-микроспрос -макроспрос
2) по частоте проведения
-повседневный –периодический -эпизодический
3)по интенсивности:
-нерациональный –полноценный –отрицательный
-чрезмерный
4)по стадии развития:
-потенциальный –формирующиеся -сложившийся
5)по обеспеченности клиентуры:
-платежеспособность -неплатежеспособность
6)по степени реализации:
-действительный –реализованный
-неудовлетворительный.
Товарная политика банка заключается в определении и изменений характера и ассортимента предполагаемых услуг их качество и объемы предложения.
Ассортиментная политика включает в себя формирование базового и текущего ассортимента БУ. Базовый ассортимент бывает узкий и широкий.
Преимущества узкого ассортимента:
-высокое качество услуг
-экономия на издержкам
Недостатки узкого ассортимента:
зависит от конъектуры в относительно узком рыночном сегменте и тем самым подвержены значительному риску
Преимущества широкого ассортимента:
-привлекательна для клиента, что он может воспользоваться многими услугами в банке
-возможность использовать уровновешанное ценообразование
Недостатки широкого ассортимента:
-постоянное изучение спроса на БП и БУ своих конкурентов.
Варианты ассортиментной политики банка:
-расширение ассортимента посредством введения в него новых видов услуг
-замена старых видов услуг новыми
-изменение ассортимента посредством удаление из него определенного вида БУ
-углубление ассортимента путем внесения изменений существующих продуктов в зависимости от потребностей рынка и сегмента
-позиционирование БП
Политика качества представляет собой разработку критериев, как со стороны клиента, так и со стороны банка.
Критериями качества БУ со стороны клиентов является:
-скорость обслуживания
-скорость осуществление операций
-наличие ошибок
-часы работы
Критерии качества БУ со стороны банка:
-скорость рабочих процессов
-уровень издержек на исправление ошибок
-эффективность рабочих процессов
-производительность труда
-степень определения риска.
Политика в отношении объемов предполагает изменение объемов предполагаемых банком продуктов и услуг в соответствии с изменениями рыночной конъектуры, а также в целях влияния его на цены через выносимых на рынок масс БП.