Белое море

а) Терминал «Талаги» (точка 9 на рис.1), расположенный возле Архангельска на берегу реки Северная Двина, используется с 2002 г. компанией «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» для отгрузки экспортного сырья, добываемого в Тимано – Печорской провинции дочерним предприятием «Роснефти» - «Северная нефть».

Оно поступает по магистральному трубопроводу Уса – Ухта – Ярославль на нефтеперекачивающую станцию Приводино на юге Архангельской области. Здесь сырьё переваливается в железнодорожные цистерны и доставляется на нефтехранилище в Талаги, где и загружается в танкеры, дедвейтом 20 тыс.т., транспортирующие его на танкер – накопитель «Белокаменка» в Кольском заливе.

Перевозка челночными танкерами осуществляется предприятием «Роснефтефлот» - дочернее предприятие «Роснефти». В 2005 г. компания «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» отгрузила через БТ «Талаги» 4,2 млн.т. нефти и нефтепродуктов; в 2006 г. – 3,1 млн.т. В январе 2007 г. «Роснефть» и «Совкомфлот» подписали соглашение об образовании на базе «Роснефтефлота» совместной компании по обслуживанию морских проектов.

В 2006 г. компания «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» приступила к реконструкции терминала «Талаги», которая завершилась в 2007 г. В результате, мощность терминала была увеличена до 6 млн.т в год. Включая 4,5 млн.т сырой нефти. В дальнейшем планируется поэтапно увеличить пропускную способность до 10 млн.т.в год.

б) В 2006 г. компания «Роснефть» завершила строительство терминала «Приводино» (на рис.1 не показано), мощностью 4,5 млн.т в год, призванного служить промежуточным звеном транспортной схемы.

в) В 2003 г. компании «Татнефть» и «АРМ-нефтесервис» заявили о намериниях соорудить терминал в Северодвинске (точка 10 на рис.1) мощностью до 5 млн.т. в год для перегрузки нефти, доставляемой по железной дороге. Полагалось, что нефть будет накапливаться в береговом резервуарном парке в районе Онеги. Затем по 30 км подводному трубопроводу она будет транспортироваться на танкер – накопитель в Онежской губе и далее отгружаться в линейные танкера на экспорт.

Но в 2004 г. «АРМ-нефтесервис», а в 2005 г. и «Татнефть» отказались от своих планов. Позднее «АРМ-нефтесервис» обсуждала новый проект возведения терминала в Онежской губе Белого моря, а «Татнефть» начала строить свой собственный терминал в Калининградской области.

г) В 2003 г. ОАО «Волготанкер» осуществляло перевалку мазута в Онежской губе Белого моря (точка 11 на рис.1).

Речные танкеры типа «нефтерудовоз» доставляли его через Беломоро – Балтийский канал в Онежский залив, где и перегружали на танкеры «Латвийского морского пароходства» дедвейтом 28 тыс.т., перевозившие его непосредственно в Роттердам. В 2003 г. таким образом было экспортировано 320 тыс.т. мазута и сырой нефти. Но, данные операции были прекращены вследствие аварийного разлива мазута, произошедшего в сентябре 2003 г.

д) «Витино» - (точка 12 на рис.2) – первый частный морской порт в новой России.

Отгрузка сырья на экспорт началась ещё в 1995 г. Нефть и нефтепродукты доставляются на «Беломорскую нефтебазу» по железной дороге и переваливаются в Витино в танкеры дедвейтом до 80 тыс.т., которые транспортируют их на экспорт либо напрямую, либо с перегрузкой в Баренцевом море. В 2003 г. терминал «Витино» отгрузил на экспорт 5,7 млн.т. нефти, в 2004 г. – 3,7 млн.т (транспортные потоки были переориентированы на Мурманск), в 2005 г. – 1,6 млн.т. (включая 800 тыс.т. газового конденсата), в 2006 г. – 3,7 млн.т.

В 2004 г. на терминале была начата масштабная реконструкция и к 2005 г. пропускная способность терминала была доведена до 11 млн. т. в год. Одновременно компании «НОВАТЭК» совместно с «Беломорской нефтебазой» нарастили мощности по перевалке газового конденсата.

е) В 2005 г. компания «Рос-ойл» - дочернее предприятие ЗАО «ОБЛ нефтепродукт» - начала строительство терминала «Бакланка» в Вологодской области.

Нефть, поступающая по трубопроводу Ухта – Ярославль, будет перегружаться в железнодорожные цистерны и отправляться в «Витино». Данный терминал мощностью 3,8 млн.т. в год в конце 2007 г. сдан в эксплуатацию.