Основные сведения о наиболее крупных береговых терминалах

Береговые терминалы

Береговые терминалы – это по сути НСП (нефтесборные пункты), т.е. комплексы со следующими функциями:

- приём продукции;

- подготовка продукции до требований нормативных документов;

- хранение продукции;

- перекачка продукции в магистральные системы.

Инфраструктура береговых терминалов существенно отличается от сухопутных НСП, ибо они, как правило, расположены в необжитых районах, а, значит, должны иметь дополнительные весьма специфические составляющие:

- строительно – монтажные площадки по сборке укрупнённых узлов для платформ и даже модулей с соответствующими причалами;

- мощные электростанции (как правило, на газе стабилизации);

- транспорт, жилые помещения, дороги;

- устройства для очистки подводных труб;

- вертолётные площадки, склады и т.д.

Таким образом, правильнее сказать, что береговые терминалы – это суперпроизводственный комплекс.

В табл.2 приведены основные сведения о наиболее крупных береговых терминалах.

Сточная вода с береговых терминалов либо закачивается в поглощающие скважины на его территории, либо откачивается по подводным трубопроводам на платформы и используется для целей ППД, либо сбрасывается в море (остаточное содержание нефти не выше 29 мг/л). Напомним, сброс сточной воды в море в РФ запрещен.

Таблица 2

Расположение Тип и производительность Примерная стоимость, млн. $
Дас Айленд, Абу Даби     Южная Африка   Саллом Ву Шетландские острова   Арзью, Алжир     Залив Прадхоу Бей, Аляска     Кувейт 14 млн.м3/сутки; сжиженный природный газ   Синтетический бензин   Подготовка нефти и газа до 300 тыс.т./сутки   42 млн.м3/сутки сжиженный природный газ   Подготовка нефти и газа до 40 тыс.т./сутки   Извлечение и сжижение пропано – бутановой фракции                  

 

Иногда удаётся обойтись без сооружения полновесных береговых

терминалов:

- Вьетнам, месторождение «Белый Тигр» - нефть с платформ поступает в танкер – хранилище, оттуда танкерами сразу на экспорт. Попутный газ по подводному трубопроводу на берег, где его сушат, отбензинивают и сжигают на местной электростанции.

- РФ, Штокмановское месторождение – на берег по подводному трубопроводу длиной 650 км будет доставляться только газ; после его подготовки он будет сдаваться в систему магистрального транспорта.

- РФ, Приразломное месторождение – нефть танкерами сразу на экспорт и т.д.

Не смотря на то, что на сегодняшний день на Российском арктическом шельфеуглеводороды в промышленных масштабах ещё не извлекаются, да и ни один магистральный трубопровод не выходит на побережье северных морей, тем не менее танкерами вдоль побережья стран Северо – Западной Европы на экспорт было отправлено весьма существенное количество нефти и нефтепродуктов:

- в 2002 г. – 4 млн.т.; в 2003 г. – 8 млн.т.; в 2004 г.- 12 млн.т.; в 2005 г. – 9,5 млн.т.;

в 2006 г. – 10,5 млн.т.

В этот период (2002 – 2006 г.) в общей сложности для этих целей было задействовано 16 арктических морских перегрузочных береговых комплекса – от Тикси на востоке до Киркинеса – на западе (Табл.3). В настоящее время работают 10 из них и озвучены планы строительства ещё девяти (Рис.1, 2). Причём, большая часть грузов, идущих Северным путём, перегружается в Баренцевом море на линейные танкеры дедвейтом от 50 до 150 тыс.т.

Ожидается, что в течении ближайшего десятилетия до 50 млн.т. жидких углеводородов будет поставляться по железной дороге с месторождений, расположенных на суше, на береговые терминалы в Кольском заливе Баренцева моря, порты Витино и Архангельск Белого моря. Ещё 20 млн.т. может поставляться с северных месторождений Тимано – Печорской провинции в Ненецком автономном округе и в Печорском море. Терминалы в Карском море способны отгружать на экспорт 2 – 3 млн.т. нефти с перегрузкой на перевалочных комплексах в Баренцевом море.

Согласно прогнозам экспертов (научно – исследовательская норвежская компания «Akvaplan-niva» по поручению Секретариата Баренцева региона, при участии Сванховд – центра), подготовленным на основе докладов МНП, Минтранса, МЭРТ, Росстата РФ, к 2015 РФ будет располагать мощностями по отправке на экспорт через северное направление порядка 150 млн.т.в год.

 

 

Таблица 3

Объёмы отгруженной экспортной нефти в 2002 – 2006 г. и планируемые мощности на 2010 г., тыс.т.*

№ п.п Терминал Отгружено, тыс.т. Мощность тыс.т.
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2010 г.
Море Лаптевых
Тикси - - - - -
Карское море
Дудинка Диксон Обская губа -   -   - -   -   -   -   -  
Печорское море
  Варандей Приразломное Колгуев Индига   - -   - -   - -   - -   - -   - -  
Белое море
    Архангельск Северодвинск Онега Витино     - -     -     - -     - -     - -     - -     - -
Баренцево море
  Мурманск Мохнаткина Пахта Лавна Печенга -   - - - -   - - -   - - -   - - -   - -   - -   -

 

* - номера терминалов в таблице соответствуют номерам

на карте (Рис.1, 2).

Проанализируем таблицу.