Основные сведения о наиболее крупных береговых терминалах
Береговые терминалы
Береговые терминалы – это по сути НСП (нефтесборные пункты), т.е. комплексы со следующими функциями:
- приём продукции;
- подготовка продукции до требований нормативных документов;
- хранение продукции;
- перекачка продукции в магистральные системы.
Инфраструктура береговых терминалов существенно отличается от сухопутных НСП, ибо они, как правило, расположены в необжитых районах, а, значит, должны иметь дополнительные весьма специфические составляющие:
- строительно – монтажные площадки по сборке укрупнённых узлов для платформ и даже модулей с соответствующими причалами;
- мощные электростанции (как правило, на газе стабилизации);
- транспорт, жилые помещения, дороги;
- устройства для очистки подводных труб;
- вертолётные площадки, склады и т.д.
Таким образом, правильнее сказать, что береговые терминалы – это суперпроизводственный комплекс.
В табл.2 приведены основные сведения о наиболее крупных береговых терминалах.
Сточная вода с береговых терминалов либо закачивается в поглощающие скважины на его территории, либо откачивается по подводным трубопроводам на платформы и используется для целей ППД, либо сбрасывается в море (остаточное содержание нефти не выше 29 мг/л). Напомним, сброс сточной воды в море в РФ запрещен.
Таблица 2
Расположение | Тип и производительность | Примерная стоимость, млн. $ |
Дас Айленд, Абу Даби Южная Африка Саллом Ву Шетландские острова Арзью, Алжир Залив Прадхоу Бей, Аляска Кувейт | 14 млн.м3/сутки; сжиженный природный газ Синтетический бензин Подготовка нефти и газа до 300 тыс.т./сутки 42 млн.м3/сутки сжиженный природный газ Подготовка нефти и газа до 40 тыс.т./сутки Извлечение и сжижение пропано – бутановой фракции |
Иногда удаётся обойтись без сооружения полновесных береговых
терминалов:
- Вьетнам, месторождение «Белый Тигр» - нефть с платформ поступает в танкер – хранилище, оттуда танкерами сразу на экспорт. Попутный газ по подводному трубопроводу на берег, где его сушат, отбензинивают и сжигают на местной электростанции.
- РФ, Штокмановское месторождение – на берег по подводному трубопроводу длиной 650 км будет доставляться только газ; после его подготовки он будет сдаваться в систему магистрального транспорта.
- РФ, Приразломное месторождение – нефть танкерами сразу на экспорт и т.д.
Не смотря на то, что на сегодняшний день на Российском арктическом шельфеуглеводороды в промышленных масштабах ещё не извлекаются, да и ни один магистральный трубопровод не выходит на побережье северных морей, тем не менее танкерами вдоль побережья стран Северо – Западной Европы на экспорт было отправлено весьма существенное количество нефти и нефтепродуктов:
- в 2002 г. – 4 млн.т.; в 2003 г. – 8 млн.т.; в 2004 г.- 12 млн.т.; в 2005 г. – 9,5 млн.т.;
в 2006 г. – 10,5 млн.т.
В этот период (2002 – 2006 г.) в общей сложности для этих целей было задействовано 16 арктических морских перегрузочных береговых комплекса – от Тикси на востоке до Киркинеса – на западе (Табл.3). В настоящее время работают 10 из них и озвучены планы строительства ещё девяти (Рис.1, 2). Причём, большая часть грузов, идущих Северным путём, перегружается в Баренцевом море на линейные танкеры дедвейтом от 50 до 150 тыс.т.
Ожидается, что в течении ближайшего десятилетия до 50 млн.т. жидких углеводородов будет поставляться по железной дороге с месторождений, расположенных на суше, на береговые терминалы в Кольском заливе Баренцева моря, порты Витино и Архангельск Белого моря. Ещё 20 млн.т. может поставляться с северных месторождений Тимано – Печорской провинции в Ненецком автономном округе и в Печорском море. Терминалы в Карском море способны отгружать на экспорт 2 – 3 млн.т. нефти с перегрузкой на перевалочных комплексах в Баренцевом море.
Согласно прогнозам экспертов (научно – исследовательская норвежская компания «Akvaplan-niva» по поручению Секретариата Баренцева региона, при участии Сванховд – центра), подготовленным на основе докладов МНП, Минтранса, МЭРТ, Росстата РФ, к 2015 РФ будет располагать мощностями по отправке на экспорт через северное направление порядка 150 млн.т.в год.
Таблица 3
Объёмы отгруженной экспортной нефти в 2002 – 2006 г. и планируемые мощности на 2010 г., тыс.т.*
№ п.п | Терминал | Отгружено, тыс.т. | Мощность тыс.т. | |||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006 г. | 2010 г. | ||
Море Лаптевых | ||||||||
Тикси | - | - | - | - | - | |||
Карское море | ||||||||
Дудинка Диксон Обская губа | - | - | - - | - | - | - | - | |
Печорское море | ||||||||
Варандей Приразломное Колгуев Индига | - - | - - | - - | - - | - - | - - | ||
Белое море | ||||||||
Архангельск Северодвинск Онега Витино | - - | - | - - | - - | - - | - - | - - | |
Баренцево море | ||||||||
Мурманск Мохнаткина Пахта Лавна Печенга | - - - - | - - - - | - - - | - - - | - - | - - | - |
* - номера терминалов в таблице соответствуют номерам
на карте (Рис.1, 2).
Проанализируем таблицу.