Лексические нормы

Фонетические нормы

Фонетические нормы связаны с произношением.

Причины нарушения фонетических норм:

1) неразработанность техники речи;

2) остатки диалектного происхождения;

3) устаревшие элементы;

4) нормативная неупорядоченность, вызванная довольно стремительным изменением фонетической адаптации заимствованных слов.

 

Фонетические ошибки:

– ассимиляция (уподобление).

Пр.: лаборатория – лабо[л]атория; брандспойт – брандс[б]ойт;

– диссимиляция (расподобление).

Пр.: трамвай – тра[н]вай; коридор – ко[л]идор;

– диереза (выкидка, выпадение).

Пр.: вм. брелок, брелоки – брелки, брелков; вм. времяпрепровождение – времяпровождение;

– эпентеза (вставка).

Пр.: я[в]ства (кушанья), беспреце[н]дентный, дерма[н]тин;

– зияние (повтор гласных звуков);

Пр.: ООО, ем манную кашууУльяны;

– повтор, стечение согласных звуков.

Пр.: пурпур розы; штурм стремительный; справлюсь с чтением.

 

Задание 3. Составить связный текст со скороговорками; выучить его и произнести в аудитории.

 

Задание 4. Разделить слова на 2 столбика: с твёрдым согласным перед [э]; с мягким согласным перед [э].

Адекватный, агрессор, адюльтер, аллегро, бандероль, гипотеза, бижутерия, берет, бутерброд, интеллект, сессия, диспансер, дебют, декан, денди, детектив, демобилизация, декада, индекс, декрет, идентичный, гейзер.

 

Задание 5.Указать,в каких словах на месте буквы Епроизносится звук [э], а в каких на месте буквы Ё – звук [о].

Блеклый, поблекнуть, виндсерфинг, вперемешку, вперемежку, скабрезный, оседлый, околесица, острие, на острие (В.п.), на острие (П.п.), желчь, желчный, сметка, желоб, афера, бревенчатый, бытие, житие, гренадер, забытье, в забытье (В.п.), издевка, маневры, никчемный, опека, современный, хребет, щелка.

Лексические нормы – это нормы, связанные со словоупотреблением. Лексические нормы могут трансформироваться.

 

Ошибки в области словоупотребления

а) Употребление жаргонизмов (степуха – стипендия, препод – преподаватель).

б) Употребление архаизмов (На ушкуев институт приехал).

в) Употребление окказионализмов (индивидуально-авторских слов, неологизмов: я замашинилась; вытиснуться из вагона).

г) Употребление диалектизмов (красивая панёва – юбка,помавать вилкой – размахивать).

д) Употребление профессионализмов без необходимости (подверни гусаки замени кран-буксу – из речи сантехников).

е) Неверное употребление омографов (опрóщение ситуации на Ближнем Востоке; у меня дома хáос).

ж) Паронимия – столкновение паронимов.

Пр.: Поэтический – поэтичный

(от поэзия) (от поэтика)

Туристский – туристический

(от турист) (от туризм)

Основать – обосновать

(устроить, (доказать)

расположить)

Эристика – эвристика

(искусство (стремление к истине,

спора) метод постижения истины)

з) Энантиосемúя – употребление слова в противоположном значении.

Пр.: я ужасно обрадовался; она страшно красивая.

и) Контаминация – смешение структурных компонентов разных словосочетаний:

Пр.: Дешёвая одежда + низкая цена = дешёвая цена.

Играть роль + иметь значение = играть значение.

Виды контаминаций:

1. двунаправленная.

Пр.: оплатить за проезд = оплатить проезд + заплатить за проезд;

2. однонаправленная.

Пр.: изобрести велосипед, открыть Америку; но не изобрести Америку, открыть велосипед.

к) Неточное употребление синонимов (целебная трава вм. лекарственная).

л) Использование штампов и канцеляризмов (событие имеет место быть; по истечении срока отпуска я выйду на работу).

м) Неумеренное употребление заимствованных слов и терминов, неизвестных аудитории, без их толкования (дюролайт, редеривация).

 

Задание 6. Объяснить, чем различаются слова и выражения в парах: выставка – вернисаж, годовщина – юбилей, соперник – соратник, проблема – дилемма, мнение – впечатление, рынок – базар, гололед – гололедица, главная (роль) – заглавная (роль), встать – стать (о движении), капает – каплет, двигается – движется, район – регион, невежа – невежда, давить – довлеть, лагери – лагеря, подвижник – сподвижник, эмигрант – иммигрант, вперемешку – вперемежку.

Задание 7. Составить словосочетания с паронимами.

 

Адресат – адресант, безлистный – безлистый, ванна – ванная, вдох – вздох, гололед – гололедица, главный – заглавный, дипломник – дипломант, здравица – здравница, вперемежку – вперемешку, знамя – знамение, индейцы – индийцы, командированный – командировочный, неприятный – нелицеприятный, давить – довлеть, лагери – лагеря, личный – личной – личностный, ложа – лоджия – ложе, надеть – одеть, ничком – навзничь, нетерпимый – нестерпимый, поверка – проверка, проба – апробация, заплатить – оплатить, представить – предоставить (справку), сытый – сытный, сподвижник – подвижник, подпись – роспись, убеждённо – убедительно, факт – фактор.

 

Задание 8.Выбрать подходящий по смыслу пароним.

 

Национализм 1) воинственный 2) воинствующий
Ужин 1) дружеский 2) дружественный
Платье 1) эффектное 2) эффективное
Человек 1) фанатичный 2) фанатический
Характер 1) взрывной 2) взрывчатый
Муки 1) нестерпимые 2) нетерпимые
Почва 1) глинистая 2) глиняная

Задание 9. Вычеркнуть неправильно подобранные антонимические пары.

1) Правда – ложь 4) Солнце – Земля
Солдат – офицер Хороший – плохой
Добрый – злой Умный – глупый
Говорить – молчать Стол – стул
Хлеб - булка Паркет – линолеум
2) Родной – чужой 5) Просторный - тесный
Густой – редкий Берег – море
Дерево - куст Высокий – низкий
Веник – швабра Ранний – поздний
Большой - маленький Люстра - бра
3) Белый – зелёный 6) Смешной – весёлый
День – ночь Утро – вечер
Цветок – дерево Радоваться – горевать
Единственный – многочисленный Ускакать – уехать
Плакать – смеяться Ускорять – замедлять  

Задание10. Вычеркнуть «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Выразить, сформулировать, назвать, придумать.

Воплотить, реализовать, привести, осуществить.

Употреблять, использовать, находиться, применять.

Храбрый, весёлый, отважный, бесстрашный.

Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый.

Мысли, думы, размышления, чувства.

 

Задание 11. Составить словосочетания с синонимами, приведенными ниже, и словами, данными в скобках.

 

Лечебный, лекарственный, целебный (источник, трава, учреждение, сила, средство, грязи, препарат, растение); старый, старинный, древний (друг, обычай, язык, книга, режим, предание, дуб, времена, квартира); тихий, беззвучный, безмолвный (голос, плач, ночь, городок, согласие, смех, тишина, поля, жизнь).

 

Задание 12.Найти в приведённых предложениях случаи немотивированного употребления устаревших слов.

 

1) Он оборотился таким сторонником рыночной экономики, что поражаешься.

2) Амортизационные отчисления надобно производить ежемесячно.

3) Многое необходимо сделать, дабы повысить удельный вес общественности в спортивной жизни.

4) Сей случай вызвал немало разговоров на предприятии.

5) Из доклада явствует, что положение нисколько не улучшилось.

6) Было бы заблуждением уповать только на комитет.

7) Сии полномочия заведующий получил в самый последний момент.

8) Еще большие залежи полезных ископаемых остаются втуне.

9) Смотрю на эти сильные, цепкие, чуть темноватые в запястьях длани, которые все могут.

10) Но, сколь это ни странно, у нас нет никаких контактов с институтом.

 

Задание 13.Отметить в приведенных предложениях случаи немотивированного употребления разговорных и просторечных слов, вульгаризмов.

1) Наши спортсмены начисто проиграли все соревнования в беге на длинные дистанции.

2) У предприятия, благодаря полученной поддержке, есть возможность начать работу без раскачки.

3) Наконец-то местные хулиганы в результате проведенных мероприятий струхнули.

4) В нашем классе не любят тех, кто больше языком чешет.

5) За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу под хмельком.

 

Задание 14.Выделить в приведенных предложениях штампы и канцеляризмы.

 

1) Дисциплина у нас всегда стоит во главе угла.

2) Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям.

3) Данным мероприятием следует охватить все филиалы нашего института.

4) Следует со всей остротой поднять вопрос об улучшении качества отечественной продукции.

5) Необходимо обратить внимание на факты опоздания учащихся на уроки.

6) На заводе имеет место мнение, что во всем виноват директор.

 

Задание 15. Определить, правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в приведенных предложениях.

 

1) Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, тапочки.

2) Во многих районах вода оказалась в минимуме.

3) Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

4) Моя карьера болельщика началась давно.

5) Несомненны высокие спортивные кондиции подготовки фигуристов.

6) Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.

 

Задание 16.Объяснив заимствованные слова, «перевести» текст на литературный язык.

Триллер Вася, нежно держа в руке белый киллер и розовый дилер, спешил к фритюрнице Мане. Он понимал: настала пора эксклюзивно ламинировать её, но не знал, с чего начать шоп-тур. По дороге он встретил знакомого органайзера Петю и пригласил его помочь в осуществлении аттрактивного рейтинга. Тот надел картридж, почесал имидж и согласился лоббировать инсталляцию Васи. Стакан старого хорошего тюнера и порция пейджера спонсировали Васю и Петю. Подходя к паблисити, где был шейпинг Мани, Вася понял: для фифти-фифти необходимы импичмент и джойстик. Порывшись в карманах риэлтера, он обнаружил оверлок, сейчас совершенно хитовый. Но файл Мани уже за соседним дюролайтом, и сканировать теперь поздно. Какой бодибилдинг ждёт его?..

 

Изложить смысл текста в целом, абстрагируясь от значений отдельных слов. Придумать свой текст, построенный на аналогичной основе.

Задание 17.Определить, на чём основан комический пафос текста. Сделать вывод о том, что нужно дарить. Какие стили пародируются в тексте?

 

Даримая вещь должна быть многовариантна по способам использования, индифферентна к нагреванию и ударам, имманентна с эмоционального угла восприятия, континуальна при прохождении квантóванного пространственно-временного континуума, дискретно-образна для спонтанных церебрально-цефалических конвергенций при возбуждении зрительных участков коры головного мозга и аксонометрична при паллиативной структуризации ригидных дегуманизирующих факторов.

 

Задание 18. Объяснить значение заимствованных слов. Разделить заимствования на две группы:

а) необходимые в русском языке;

б) ненужные в русском языке (варваризмы).

 

Видеоплеер, дистрибьютор, драйвер, триллер, эквалайзер, киллер, шоумен, эксклюзивный, рокер, риэлтер, дилер, дисплей, файл, ростер, виндсёрфинг, ланч, саммит, чисбургер, хит, кетчер, гольф, сканировать, органайзер, маркер, тюнер, хэппи-энд, супермаркет, сити, форвард, имидж, бизнес, маркетинг, лоббировать, факс, бармен, дизайн, гель, колледж, популизм, консенсус, вице-премьер, офис, паркинг, мониторинг, сервер, терминатор, анонс, оверлок, джойстик, скотч, триллер, пейджер, бартер, ксерокопировать, эмуляция, спонсировать, маркетинг, инаугурация, скетч, секьюрити, бестселлер, дриблинг.

 

Задание 19. Найти речевые ошибки, определить их вид.

 

1) Его цепями пригвоздили к дереву.

2) В будущем это будет иметь большую роль.

3) Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.

4) Жизненный уровень населения улучшается ежегодно.

5) Печорин мне симпатизирует.

6) Оратор возвращался к сказанному в целях наилучшего запоминания слушавших его людей.

7) Мы возмещаем этот пробел.

 

Задание 20. Исправить ошибки в словосочетаниях, сохраняя смысл, где он есть.

Воздвигнуть сарай, долго длившийся вернисаж, пожелающий остановиться, районный форум врачей, молодая кондукторша, муж сестры тетки моей жены, фрагмент рисунка художника – представителя нового направления.