ВОПРОС. Определение СПП, его дифференциальные признаки.
Сложноподчиненное предложение –это_________________________________________
____________________________________________________________________________________
Подчинительная связь между частями СПП выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть, которая синтаксически зависит от другой, называется придаточной. Часть, которая подчиняет себе другую, называется главной.
При этом следует иметь в виду, что зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Не всегда главная часть является определяющей с точки зрения смысловой значимости предложения. Например: Хорошо, что он вернулся – главная часть лишь выражает оценку факта, обозначенного в придаточной части.
Дифференциальные признаки СПП:
1) ________________________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________________________
2 ВОПРОС. Средства связи предикативных частей:
1) подчинительные союзы;
2) союзные слова - реляты;
3) указательные (соотносительные) слова, корреляты;
4) опорные (контактные) слова;
5) порядок предикативных частей;
6) интонация;
7) парадигма (соотношение видо-временных и модальных планов сказуемых);
8) типизированные лексические элементы;
9) параллелизм строения;
10) неполнота одной из частей.
1. Подчинительные союзы – ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Подчинительные союзы стоят в начале придаточной части, определяя границы главной и придаточной частей, и входят в состав придаточной части.
Они характеризуются:
1) по структуре: _____________________________________________________________________
2) по месту в предложении: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3) по значению:
а) __________________________________________________________________________________
Мы поедем за город, … потому что / если / хотя / так что.
б) ___________________________________________________________________________________
ЧТО:
Я не знал, что он вернулся.
Так грустно, что плакать хочется.
Девица плачет, что роса падает.
ЧТОБЫ:
Я просил, чтобы не мешали.
Я выключил телефон, чтобы не мешали.
2. Союзные слова – ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Союзные слова следует отличать от союзов по нескольким аспектам (см. пособие, с. 42).
При этом надо иметь в виду, что некоторые типы придаточных присоединяются только союзными словами: определительные, обстоятельственные места и присоединительные.
3. Указательные (соотносительные) слова, корреляты – ____________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.
Указательное слово может являться и тем словом, к которому относится придаточная часть:
А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил (Ахматов).
Корреляты обычно выражены ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опорные (контактные) слова – ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать (Есенин).
5. Порядок предикативных частей:
1) фиксированный___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
2) нефиксированный __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
6. Интонация -______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 3. Типы позиций придаточных частей частей; гибкие / негибкие структуры.
Типы позиций придаточных частей:
1) ___________________________________: Известно, что слоны в диковинку у нас.
2) ___________________________________: Когда стемнело, мы стали собираться домой.
3) ___________________________________: Дом, что стоял на берегу, недавно сгорел.
Гибкой называется структура, ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Негибкой называется структура, _________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛЕКЦИЯ № 4. КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ПЛАН
1. Основные классификации СПП: 1) функциональная классификация, 2) формально-грамматическая классификация, 3) структурно-семантическая классификация.
2. Функциональная классификация СПП.
Литература:
1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.
2. Грамматика русского языка. - М., 1954 (1960). - Т. II, ч. 2, § 1411-1540.
3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык, ч. 2. - М., (любое издание).
4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. - М., 1993.
5. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
8. Русский язык. Учебник для 9 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999.
ВОПРОС 1. Основные классификации СПП.
1. Функциональная классификация СПП.
Сущность подхода в том, что СП уподоблялось простому, а придаточных частей – членам простого предложения. Поэтому признавалось, что функция придаточной части аналогична функции члена предложения.
Эта классификация сложилась в I пол. ХIХ в. и существует до настоящего времени.
Истоки ее восходят к «Русской грамматике» А.Х. Востокова (1831), «Практической грамматике» Н.И. Греча. (1834). Значительный вклад в развитие этой классификации внес Ф.И. Буслаев (Опыт исторической грамматики русского языка – 1858).
Сам термин «придаточное предложение» в научный обиход ввел Греч. Востоков выделил придаточные определительные и дополнительные, позже Буслаев описал придаточные подлежащные и обстоятельственные. А после Буслаева стали выделять и придаточные сказуемные.
Тип придаточного предложения определялся двояким путем:
А) если в главной части было соотносительное слово – местоимение, то тип придаточной определялся по синтаксической функции соотносительного слова:
Для него имело цену лишь то, что давалось путем борьбы и напряжения. – ________________
Он ценил лишь то, что с трудом завоевывал. – _______________________________________
Горизонт – это то, что может охватить наш глаз на земле – ___________________________
Я долго искал то место, где мы расстались – ________________________________________
Б) если в главной части соотносительного слова не было, то в соответствии с тем, какой отсутствующий член замещается придаточным предложением;
Мать удивилась, что я так быстро вернулся – ______________________________________
Мать удивило, что я так быстро вернулся – _________________________________________
Т.О., виды придаточных определяются по тем функциям, которые они выполняют по отношению к главной части. При этом важную роль играет вопрос, который ставится от главного предложения к придаточному.
Эта классификация получила широкое распространение в научной грамматике и в школьной практике, господствовала до 60-х годов XX в. Наиболее полно она представлена в Академической грамматике 50-х годов, в учебниках А.Н. Гвоздева, А.Г. Руднева. В школьной практике в настоящее время она представлена в учебном комплексе В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.
Современные исследователи отмечают достоинства и недостатки данной классификации:
Достоинства:
Белошапкова: «классификация рассматривает СПП как построение, основанное на синтаксических связях, аналогичных тем, которые обнаруживаются в простом предложении, утверждая тем самым изоморфизм синтаксической системы». Действительно, между членами простого предложения и придаточными частями СПП наблюдается отношения синонимии: Он представил, как летом поедет в деревню – Он представил летнюю поездку в деревню.
Раскрытие такого параллелизма функций, одномерности синтаксических конструкций было существенным шагом в характеристике общей синтаксической системы русского языка. Утверждение изоморфизма синтаксических конструкций обеспечило этой классификацию популярность в научных грамматиках и в школьной практике. Особенно она удобна для изучения РЯ как иностранного.
В то же время отмечаются и недостатки классификации:
1) сходством функций с членами предложения обладают не все придаточные: нет членов предложения, соответствующих придаточным следствия, присоединительным, некоторым сравнительным, уступительным; эти значения выражаются именно придаточными частями.
2) к одному типу оказываются отнесенными предложения, далеко не равнозначные и в семантическом, и в структурном отношении:
Он представил, как летом поедет в деревню – ____________________________________
Он собрал все, что нужно в дороге. - _____________________________________________
3) с другой стороны, предложения, идентичные по содержанию и структуре, оказываются разными по характеристике:
Выражение лица у него было такое, будто он чем-то удивлен – _____________________
У него было такое выражение лица, будто он чем-то удивлен. – ____________________
Собрали всё, что нужно в дороге. – _____________________________________________
Собрано всё, что нужно в дороге. - _____________________________________________
Эта классификация называется функциональной, т.к. она учитывает функцию членов предложения, с которыми соотносится придаточное предложение. Еще ее называют традиционной, иногда логико-грамматической (логико-смысловой, логико-семантической).
2. Формально-грамматическая классификация.
Основоположником данной классификации является А.М. Пешковский. В работе «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) он дифференцирует СПП в зависимости от основных средств связи: союзов и союзных слов. Соответственно, выделяются два типа СПП:
1) СПП, в которых придаточные присоединяются к главному с помощью союзов;
2) СПП, в которых придаточные присоединяются к главному с помощью союзных слов.
Внутри этих групп осуществляется семантическая дифференциация союзных слов и союзов.
Так, в предложениях с союзными словами различаются два подтипа:
- косвенно-вопросительное подчинение (с союзными словами куда, зачем, кто, что, почему…): Не сказал + куда едет, зачем, с кем, что взял…
- собственно относительно подчинение (с союзными словами который, что, кто…): Вечером приехали гости, которых долго ждали // что обрадовало всех…
Далее в классификации описываются смысловые отношения, которые реализуются конкретным союзным словом Например, союзным словом куда:
Куда нитка, туда и иголка – ___________________________________________________
То место, куда мы пришли, показалось знакомым – _________________________________
Я знаю, куда вы спешите – ______________________________________________________
СПП, придаточные которых присоединяются союзами, делятся далее по союзам причинным, целевым, следственным, изъяснительным и т.д. При этом подробно описывается семантика союзов и те смысловые отношения, которые складываются между частями.
Положительная сторона классификации в том, что она показала важность средств связи придаточной и главной частей. Но эта классификация ориентируется только на формальный признак (средства связи), при этом практически не учитываются структура и семантика главной и придаточной частей. Поэтому данная классификация не получила широкого распространения. Она представлена в «Курсе русского литературного языка» Л.А. Булаховского (1952), в вузовском учебнике «Современный русский литературный язык: Синтаксис» (1958) – раздел написан А.Б. Шапиро. В 20-е годы XX века использовалась и в школьной практике.
3. Структурно-семантическая классификация.
Данная классификация пришла на смену функциональной в 60-е годы XX века.
Впервые принципы описания СП с точки зрения структуры и семантики предложил Василий Алексеевич Богородицкий(«Общий курс русской грамматики», 1935). Он отказался от взгляда на придаточные предложения как на развернутые члены простого предложения.
По его мнению, при исследовании придаточных предложений нужно иметь в виду:
1) к чему относится;
2) какие формальные слова применяются (а также и др. средства - интонация);
3) какие смысловые оттенки принадлежат самим придаточным предложениям, а не тому или иному члену главного предложения.
На основе названных признаков Богородицкий создал развернутую классификацию придаточных предложений, при этом в его системе преобладает семантический подход.
Дальнейшее развитие структурно-семантическая классификация получила в работах Н.С. Поспелова (статья «Сложноподчиненное предложение и его структурные типы» // Вопросы языкознания – 1959), затем в работах Л.Ю, Максимова, С.Г. Ильенко, В.А. Белошапковой. Она представлена в «Грамматике современного русского литературного языка» – 70, «Русской грамматике» -80. Получила широкое распространение в вузовской и школьной практике (типовой школьный учебник). При этом следует отметить, что структурно-семантический подход реализуется в нескольких вариантах конкретных классификаций.
Вопрос 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СПП
Функциональная классификация основывается на соотнесении придаточных частей с членами простого предложения. При определении типов придаточных принимают во внимание следующие моменты: 1) какой отсутствующий член замещается придаточным предложением; 2) какой местоименный член предложения нуждается в раскрытии.
Чтобы определить тип придаточной части, следует ответить на ряд вопросов:
1) __________________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________________
ПРИДАТОЧНЫЕ ПОДЛЕЖАЩНЫЕ
То, чем я горд, тебя пугает (Майков).
Каждый, кто принес на землю талант, живет под его влиянием.
Стало аксиомой, что лучшая школа писателя – жизнь.
1) К чему относятся?____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) отвечают на вопросы _________________________________________________________
3) присоединяются _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Если в главной части отсутствует подлежащее, оказываются размытыми границы между подлежащим и дополнением, поэтому подлежащные придаточные приобретают дополнительные оттенки значения: объектные, обстоятельственные. Это бывает в нескольких случаях:
1) если сказуемое в главной части выражено категорией состояния (видно, слышно, нужно): Слышно было, как дождь усиливался.
2) если сказуемое выражено кратким страдательным причастием или глаголом: (сообщено, написано, сообщается, рассказывается): Сообщено, что этот вопрос уже обсуждался.
ПРИДАТОЧНЫЕ СКАЗУЕМНЫЕ
Хороший человек – это тот, кому можно доверять.
Каков вопрос, таков и ответ.
Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.
1) К чему относятся? ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) отвечают на вопросы _________________________________________________________
3) присоединяются _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
При этом часто устанавливаются соотношения: тот-кто, то – что, таков – каков, такой – какой.
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
Мы вышли к плотине, которая оказалась почти разрушенной.
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
Не было еще такого случая, чтобы он не пришел.
В том вагоне, куда мы вошли, было накурено.
1) К чему относятся? ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) отвечают на вопросы_________________________________________________________
3) присоединяются ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Определительное придаточное располагается обычно после существительного, которое оно определяет. Но иногда оно может быть отделено от определяемого слова рядом подчиненных этому существительному слов:
История происхождения слова, которая описана в монографии, оказалась чрезвычайно интересной.
ПРИДАТОЧНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
Мы должны заботиться о тех, кто в нас верит.
Княгиня сказала, будто мое лицо ей знакомо.
Я рад, что вы вернулись.
Жаль, что я не имею еще этого права.
1) К чему относятся? ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) отвечают на вопросы _________________________________________________________
3) присоединяются _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Иногда наблюдается совмещение значений:
1) Известно, что слоны в диковинку у нас.
Совмещаются значения придаточных дополнительного и __________________________________
2) Мысль, что всё было потеряно, не давала мне покоя.
Совмещаются значения придаточных дополнительного и __________________________________
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
Различны по семантике:
1) Когда наступил вечер, все собрались в гостиной. _______________________________________
2) Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.________________________________
3) Трава растет быстро, потому что много влаги._______________________________________
4) Чтобы не проспать, заведи будильник. ________________________________________________
5) Не жалко сил, если они дают такие результаты. ______________________________________
6) Он вел себя так, как рекомендовал врач. _______________________________________________
7) Сообщение так огорчило его, что он не мог дальше работать. ___________________________
8) В комнате стало свежо, как если бы откуда-то проник свежий ветер. ____________________
9) Внезапно налетел ветер, так что свечу задуло. ________________________________________
10) Хотя было темно, мы не прекращали поисков. ________________________________________
1) К чему относятся? ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) отвечают на вопросы _________________________________________________________
3) присоединяются _____________________________________________________________
ЛЕКЦИИ № 5-6. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПЛАН
1. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры, их сопоставительная характеристика.
2. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры, их виды и разновидности, представленные в научной и учебной литературе.
3. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, их виды и разновидности. Разные подходы к выделению отдельных видов придаточных.
4. Трудности в определении видов придаточных в отдельных СПП.
Литература:
1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.
2. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.Г. Бархударова или М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
3. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
6. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.
ВОПРОС 1. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной
структуры, их сопоставительная характеристика
В зависимости от того, что придаточная часть поясняет в главной, СПП делятся на: СПП нерасчлененной структуры и СПП расчлененной структуры.
Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры - ____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры - _____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциальные признаки:
Признаки | СПП нерасчлененной структуры | СПП расчлененной структуры |
1) к чему относится в главной части | ||
2) степень спаянности частей | ||
3) с помощью чего присоединяются |
ВОПРОС 2. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры,
их виды и разновидности, представленные в научной и учебной литературе.
В учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Ю. Максимова, пособии под ред. Е.И. Дибровой выделяются 4 типа СПП нерасчлененной структуры:
1. СПП с придаточными присубстантивно-атрибутивными:
Есть люди, которым определено природой чувствовать себя везде дома (Кураев).
Он посмотрел на солнце, что слепило глаза.
Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.
Основные характеристики придаточной части:
1) поясняет в главной ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2) отвечает на вопрос _________________________________________________________________
3) присоединяется ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Придаточная часть занимает фиксированную постпозицию по отношению к определяемому слову.
В зависимости от особенностей строения эти предложения представлены двумя разновидностями:
1) _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
В ШУЧ эти предложения рассматриваются как придаточные _____________________________ 2. СПП с придаточными изъяснительно-объектными:
Скажи, чтобы выключили свет.
Бухгалтер долгое время стоял столбом, соображая, что бы это значило (Булгаков).
Основные характеристики придаточной части:
1) поясняет в главной _________________________________________________________________
2) отвечает на вопрос ________________________________________________________________
3) присоединяется ___________________________________________________________________
Опорными словами могут быть:
1) говорить, сказать, думать, чувствовать, видеть, казаться, понять… - ___________________
____________________________________________________________________________________
2) доволен, рад, убежден, уверен, прав, согласен, виноват, счастлив… - ______________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) стыдно, страшно, жаль, больно, видно, слышно, нужно…- ______________________________
____________________________________________________________________________________
4) слух, сообщение, известие, угроза, сознание, мысль, убеждение., уверенность, чувство… - _____
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5) дать слово, сделать вид, иметь в виду, подать знак… __________________________________
____________________________________________________________________________________
В зависимости от средств связи изъяснительно-объектные придаточные представлены 2 группами:
1) ___________________________________________________________________________
Присоединяются союзами что, как, будто, как будто, чтобы, если бы, союзом-частицей ли. В них выражается сообщение или косвенное побуждение: Я всегда твердил, что судьба – игра. Он спросил, успеем ли мы вернуться.
2) ___________________________________________________________________________
Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями – кто, что, чей, какой, который, каков; наречиями – где, куда, откуда, когда, как, отчего, почему, зачем: Никто не знает, чья рука положила эти цветы. Егорушка оглядывался и никак не понимал, откуда эта странная песня.
Придаточные части обычно занимают постпозицию по отношению к определяемым (опорным) словам. Но иногда придаточная часть может стоять перед главной, если нужно актуализировать информацию, в ней содержащуюся:
Кто будет на выставке, нам неизвестно.
В ШУЧ эти предложения рассматриваются как придаточные ___________________________