БРЯНСК 2014

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.

КУРС ЛЕКЦИЙ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ТРОШИНА Н.В.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

 

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ

И ТЕКСТА»

ЛЕКЦИЯ № 1. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПЛАН:

1. Сложное предложение как синтаксическая единица.

2. Структурно-семантические разновидности сложных предложений.

3. Функциональный (коммуникативный) аспект сложного предложения.

4. Проблемные вопросы теории сложного предложения на современном этапе развития синтаксической науки.

Литература:

1. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.

3. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

6. Русская грамматика. – М., 1980. - Т. II.

7. Крылова О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка. - М., 1992.

8. Поспелов Н.С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка. – М., 1950.

 

ВОПРОС 1. Сложное предложение (СП) как синтаксическая единица

а) разные подходы к пониманию сущности сложного предложения

и к определению его места в системе других синтаксических единиц;

В современной синтаксической науке имеется два подхода к определению места сложного предложения в системе других синтаксических единиц:

1) сложное предложение – одна из разновидностей предложения как основной синтаксической единицы (Грамматика русского языка (1954), Н.С. Валгина и др.);

2) сложное предложение – особая синтаксическая коммуникативная единица, высшего, по сравнению с простым предложением, порядка (В.А. Белошапкова, В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов и др.).

 

Сложное предложение – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каждая из частей сложного предложения имеет свой грамматический центр и по своей структуре подобна простому предложению: может быть ДСП // ОСП, распространенной // нераспространенной, полной // неполной, осложненной // неосложненной.

Например: Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (Кр.).

1 часть – _________________________________________________________________________

2 часть – _________________________________________________________________________

 

Т.О., каждая из частей СП строится по структурной схеме простого предложения, но только объединение частей создает единую структуру, характеризующуюся интонационной, смысловой и структурной завершенностью.

Такая двойственность природы сложного предложения привела к разному пониманию его синтаксической природы.

Длительное время СП рассматривалось как «сцепление» простых предложений. Эта точка зрения представлена в работах А.М. Пешковского (Русский синтаксис в научном освещении – 1914), А.А. Шахматова (Синтаксис русского языка – 1941). Они даже отказались от самого термина «сложное предложение»: Пешковский использовал термин «сложное целое», Шахматов – «сочетание предложений».

Впервые описал СП как единую и цельную структуру В.А. Богородицкий. В книге «Общий курс русской грамматики» (1935) он сравнивал части СП с морфемами, которые можно выделить в слове.

Идею о целостном характере СП как особой синтаксической единицы развивают и углубляют далее Н.С. Поспелов (статья «О грамматической природе сложного предложения»), В.А. Белошапкова, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов.

В современном синтаксисе представлен многоаспектный подход к изучению СП: исследуются 3 основных аспекта СП:

1) структурный – СП характеризуется полипредикативностью, целым набором структурных элементов, используемых для связи предикативных частей;

2) семантический – СП описывается как единица, характеризующаяся смысловой завершенностью, семантической цельностью, а также часто полипропозитивностью;

3) коммуникативный – СП характеризуется единством коммуникативного задания и интонационной законченностью.

б) отличительные признаки: полипредикативность и полипропозитивность, их соотношение;

В современных исследованиях представлены следующие основные признаки СП, противопоставляющие его простому:

1. Полипредикативность.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Полипропозитивность.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Но прямого соотношения между признаками полипредикативности и полипропозитивности нет, в ряде случаев возможна асимметрия между количеством частей и числом пропозиций:

1) Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели (Некрасов) – ________________________

_________________________________________________________________________________

2) Хорошо, что лето сейчас жаркое – ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

3) Если вдруг решишь вернуться, то завтра не стоит – ______________________________

_____________________________________________________________________________________

Следовательно, не все сложные предложения полипропозитивны, поэтому основным признаком СП является полипредикативность. Полипредикативность СП обусловливает характер его грамматического значения и особенности строения.

 

в) грамматическое значение и структура;

 

Грамматическое значение синтаксических единиц – _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ГЗ сложного предложения– _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Пр.: Он спросил меня, где я жил раньше.

Пр.: Он вспомнил дом, где жил раньше.

Каждое грамматическое значение выражается в СП при помощи определенного, необходимого и достаточного, набора структурных элементов.

г) средства связи предикативных частей (средства выражения синтаксических отношений)

Основные:

 

1. Союзы – ___________________________________________________________________

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть (Есенин).

Известно, что слоны в диковинку у нас (Крылов).

 

2. Союзные слова (реляты) – ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Над долиной, где мы ехали, спустились тучи (Пришвин).

 

3. Указательные слова (корреляты) –______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я тот, кого никто не любит.

Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать (Есенин).

4. Опорные слова – ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Мы опасались, что погода испортится.

 

5. Интонация – _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

Дополнительные:

1. Парадигма СП (соотношение видо-временных и модальных форм сказуемых):

Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит (Лермонтов).

2. Анафорические и катафорические местоимения - _______________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца (Пауст.).

Хорошо вот что: он глубоко порядочный человек.

 

3. Порядок следования частей:

- незакрепленный: Что мне снилось, не помню;

- закрепленный: И стало беспощадно ясно: жизнь прошумела и ушла (Блок).

 

Порядок следования частей может определять характер синтаксических отношений:

Стало душно, я вышел из комнаты – отношения ___________________________________________

Я вышел из комнаты: стало душно – отношения _________________________________________

 

4. Структурная неполнота частей СП:Он что-то еще говорил, а что, не было слышно.

 

5. Структурный параллелизм – ________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Отцвела сирень, и побелели липы (Вел.).

 

6. Общие компоненты предложения, расположенные в начале СП: ___________________

_________________________________________________________________________________

У этой игры были свои правила, но не было законов.

 

7. Типизированные лексические элементы (грамматикализованные лексемы), регулярно участвующие в выражении грамматической семантики предложения. Например:

1) эмоциональная лексика (рад, счастлив, люблю и т.д.), определяющая добавочное причинное значение: Я рад, что ты вернулся (объектное значение осложняется причинным);

2) антонимическая лексика, выражающая сопоставительные и противительные отношения: Лето припасает, а зима поедает.

3) слова, передающие результативно-следственные отношения: Он ударил – я тут же упал.

 

8. Семантическая соотносительность лексического наполнения частей – _____________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При ясном уме и сердце ясно, и море чисто, как стекло: всё так приветно-безопасно, всё так улыбчиво-светло (Вяземский).

 

Совокупность средств связи сложного предложения образует его структурно-семантическую модель, то есть отвлеченный образец, схему, по которой строится предложение.

 

Структурно-семантическая модель может быть типовой и частной.

Типовая – ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Частная– ___________________________________________________________________________

 

Сравним три предложения:

1. Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно (Гор.).

2. Дверь открылась, и вошел хозяин.

3. Лето было знойное, и ледники в горах начали таять.

Типовая модель – общая - ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Частные модели разные: _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ВОПРОС 2. Структурно-семантические разновидности сложных предложений

 

1. По средствам связи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сказка вымысел, и все же она учит правде (Маршак);

Что волки жадны – всякий знает (Крылов).

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

 

2. По количеству предикативных частей:

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (пословица).

Чтоб видеть солнце, надо сознавать, что нужен ты, что есть на свете дружба… (Ю.Бурова)

 

3. По возможности изменения порядка следования частей:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Солнце было уже высоко, когда я открыл глаза (Гаршин).

Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло (Булгаков).

 

4. По характеру модели:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Что касается его, то он человек хороший. ________________________________________________

Кричи не кричи – никто не услышит. ____________________________________________________

Куда иголка, туда и нитка. ____________________________________________________________

Не успел вернуться, как ты налетел._____________________________________________________

 

ВОПРОС 3. Коммуникативный аспект сложного предложения

Коммуникативный аспект в исследовании сложного предложения связан с анализом актуального членения предложения и с характеристикой предложения по цели высказывания.

Актуальное членение сложного предложения

Актуальное членение– это членение высказывания на тему и рему.

Специфика СП состоит в том, что его компоненты обычно обозначают отдельные событийные факты, поэтому каждая из предикативных частей может иметь свое актуальное членение, то есть в каждой предикативной части можно выделить тему (Т) и рему (Р). Это характерно прежде всего для ССП и БСП, состоящих из частей, относительно самостоятельных по отношению друг к другу.

Т Р Т Р

1)Мир // освещается солнцем, а 2)человек –// знанием (Пословица).

Для сложноподчиненных предложений характерно иное актуальное членение:

1) границы компонентов актуального членения совпадают с границами предикативных частей:

Т Р

1)Когда в товарищах согласья нет, //2) на лад их делоне пойдет (Крылов);

2) границы компонентов актуального членения не совпадают с границами предикативных частей:

Т Р

Дом, в котором япоселился,// имел интересную историю – придаточное предложение с опорным словом главной части – тема, остальное – рема.

 

Характеристика сложных предложений по цели высказывания

 

Функциональные типы сложных предложений подробно исследованы Г.В. Валимовой (Функциональные типы предложений в современном русском языке – 1967).

По цели высказывания (коммуникативной установке) сложные предложения делятся на две группы:

1) однофункциональные (функционально однородные – Диброва)______________________

____________________________________________________________________________________

Лес рубят – щепки летят;

Где будет собрание и кто его председатель?

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан (Пушкин).

2) разнофункциональные (синкретичные – Диброва) ____________________________________

_________________________________________________________________________________

Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (Крылов);

Я поработаю, а ты погуляй (Федин);

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей… (Горький);

Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? (Пушкин).

 

Следует отметить, что функциональные типы сложноподчиненных предложений часто определяются по целевой характеристике главной части:

Учитель спросил, часто ли мы ходим на тренировки. ___________________________________

У вас не бывает ощущения, что от этого зависит вся жизнь (Лихоносов). __________________

Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (Пушкин). _________________________

Характеристика сложных предложений по эмоциональной окрашенности

 

Традиционным является деление предложений на восклицательные и невосклицательные.

В системе сложных предложений преобладают невосклицательные. Восклицательные, как правило, бывают двучленными. При этом восклицание оформляется в обеих частях разными средствами: восклицательной интонацией, частицами, междометиями и экспрессивной лексикой: Как живо встают в моей голове незатейливые картины походных движений, и какую скромную прелесть они приобретают в воспоминания! (Куприн).

 

ВОПРОС 4. Проблемные вопросы теории сложного предложения

В современной синтаксической науке неоднозначно решаются следующие вопросы теории сложного предложения: