Структура личности
В отечественной психологии
Подходы к изучению личности
В отечественной психологии подходы к пониманию личности и ее развития связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой.
Подход Б.Г. Ананьева. Автор рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: как биологический вид, как индивида в онтогенезе, как личность, как часть человечества.
Подход К.А. Абульхановой.Личность рассматривается как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее становления лежит развитие таких качеств, как активность, способность к организации времени, социальное мышление.
Подход А.Н. Леонтьева и А.В. Петровского.Согласно этому подходу личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.
Подход В.В. Мясищева.Автор рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм отражения.
Подход К.К. Платонова.Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства.
Подход Д.Н. Узнадзе. Автор рассматривает личность как целостное и духовное образование. Мотивы и поступки личности могут носить и неосознанный характер.
Подход Д.И. Фельдштейна.Согласно этому подходу в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости[23].
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова (рис. 23)[24].
Рис. 23. Иерархическая структура личности
(по К.К. Платонову)
Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования этой подструктуры осуществляется путем тренировки.