Низкий интеллект при низкой креативности
IV.
Высокая креативность при низком интеллекте
III.
Высокий интеллект при низкой креативности
II.
Высокая креативность при высоком интеллекте
I.
Интеллект и креативность
Креативность — это творческие способности/возможности, которые предполагают нестандартный/оригинальный подход к решению задач.
Большой психологический словарь:
Креативность рассматривается как творческие способности человека, которые могут проявляться не только в мышлении, но и в чувствах,общении и отдельных видах деятельности.
Креативность — это способности, которые могут характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, а так же продукты деятельности и процесс их создания. (БПС)
Креативность определяется восприимчивостью к новым идеям.
В современной психологии креативность и интеллект рассматриваются как различные понятия. Можно выделить 4 типа людей, в зависимости от уровня интеллекта и уровня креативности (из учебника Кровосарского):
Характеристики:
-уверенность в себе
-адекватность самооценки
-хороший самоконтроль и самоорганизация деятельности
-инициативность, активность
-успешность
-хорошая адаптация (социум, деятельность)
Характеристики:
-высокое стремление к успехам,особенно в учебной деятельности
-тяжело переживают неудачу (особенно в учебной деятельности)
-страх перед неудачей
-избегание риска
-невысокая активность,страх публично высказывать свои мысли
-сдержанность и скрытность
Характеристики:
-трудность адаптации к внешним учебным требованиям
-часто бывают в изгоях (не могут найти понимания)
-имеют увлечения вне школы (в большинстве творческие)
-тревожность и неуверенность в себе
-непереносимость монотонных и рутинных учебных заданий
-педагоги характеризуют их как неспособных
Характеристики:
-могут быть внешне хорошо адаптированны
-в учебе держатся в середине
-имеют адекватную самооценку
-низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием способностей общения и социального интеллекта
-довольны своим положением
Газета
-зонтик
-маска
-подставка
-орудие наказания
-мухобойка
-громкоговоритель
-клеенка
-защита (цветов, продуктов)
-шляпа
-веер
-использовать вместо тряпки
-использовать по назначению
-защита от солнца
-разорвать на маленькие бумажки
-самолетик
-оригами
-использовать вместо одеяла (огромная газета)
-обои (огромная газета)
-закрыть окна от солнца
-сделать занавески
-поджигать и использовать как источник света
-из огромной газеты сделать одежду
-использовать для впитывания влаги
-для маникюра
-склеить что-нибудь
-косяк
Факторы креативности по Гилфорду:
1.Оригинальность-способность давать нестандартные ответы
2.Гибкость-способность к быстрому переключению и разнообразию ответов
3.Интеграция-способность учитывать несколько противоположных условий
4.Чувствительность-умение подметить едва заметные детали
Динамика креативности по Торренсу в возрастном аспекте:
Первые проявления креативности обнаруживаются у детей в 3-4 года
Второй всплеск креативности-это первые 3 года обучения в школе и переходный возраст
В 16-18 лет тенденция к снижению креативности
Компоненты творческого акта по Торренсу:
1.Чувствительность к проблеме,дефициту знаний и их дисгармонии
2.Способность выдвижения множества гипотез
3.Способность модификации и перепроверки гипотез
4.Нахождения результатов решения задачи
По Торренсу важным фактором креативности является способность к обостренному восприятию недостатка информации/пробелов в знаниях
Факторы,стимулирующие развитие креативности:
1.Ситуации незавершенности или открытости (учебные ситуации)
2.Разрешение и поощрение множества вопросов
3.Стимулирование ответственности и независимости
4.Акцент на самостоятельных разработках,наблюдениях и обобщениях
5.Внимание к интересам
Факторы, препятствующие развитию креативности:
1.Стремление избегать риска
2.Стремление к успеху любой ценой
3.Склонность придерживаться жестких стереотипов в мышлении и поведении
4.Конформность (следование групповым решениям)
5.Преклонение перед авторитетами
6.Жесткая алгоритмизация процесса обучения
7.Требования социальной среды и связанные с ними ограничения
28.05.13
Методы исследования интеллекта.
Тест Бенне-Симона.(1905г)
Тест включал 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач. Они располагались по критерию повышения трудностей, так же в зависимости от повышения возрастной группы. Каждую задачу должны были решить 75% детей, конкретной возрастной группы.
Бенне и Симон ввели умственный возраст — качественный показатель развития интеллекта.
Тест Векслера.
Вербальный интеллект и невербальный интеллект. Из них складывается показатель общего интеллекта.
Ввел понятие возрастной нормы интеллекта.
СОСТОИТ ИЗ 11 СУБТЕСТОВ, ВЗРОСЛАЯ ВЕРСИЯ СОСТОИТ ИЗ 12:
1. Осведомленность (задания направлены на объем знаний)
2. Понятливость (понимание переносного смысла пословиц и особенности поведения в какой-либо проблемной ситуации)
3. Арифметический (показывает особенности и оперирование арифметическими задачами, так же степень концентрации внимания)
4. Сходства (понятия для их сравнения и оценка характера логичности)
5. Воспроизведение рядов цифр (как по порядку, так и в обратном порядке)
6. Словарный (оценка словарного запаса)
7. Цифровые символы (показывает переключаемость внимания)
8. Недостающая деталь в картине
9. Кубики Косса (оценивает пространственный интеллект) — игра, как в детстве с кубиками.
10. Последовательные картинки
11. Сложение фигур (оценивает невербальный интеллект)
Тест Прогрессивные матрицы Равена
Подобрать картинку с нужным узором.
Тест Структура интеллекта Амтхауэра
СОСТОИТ ИЗ 9 СУБТЕСТОВ.
Они оценивают лексический запас, способности к обобщению, математике, абстрагированию, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к запоминанию.
Он так же ориентировался на возрастной критерий.
Шкала Домино(Анстей)
Исследование невербального интеллекта детей старше 12 лет.
4 ПРИМЕРА, 44 ЗАДАНИЯ.
Определение закономерностей.