Исполнительные компоненты
Концепция интеллекта Стернберга
Теория Кеттела.
Выделял 2 вида интеллекта. Говорил, что у каждого человека с рождения имеется потенциальный интеллект.
Кристаллический интеллект, состоящий из навыков и знание приобретаемых в процессе жизненного опыта.
Типы структуры интеллекта.
Первый тип — кристаллический (стабильный). Определяет продуктивность деятельности в тех задачах, которые требуют готовых выработанных умственных навыков. Формируется под влиянием среды на основе опыта.
Второй тип — флюидный (оперативный). Определяет продуктивность деятельности в новых незнакомых ситуациях. В меньшей степени подвержен условиям внешней среды.
Уровень интеллекта определяет интеллектуальную продуктивность.
Различие в интеллектуальной продуктивности объясняется различием когнитивных структур.
Выделял три типа компонентов в когнитивной структуре интеллекта:
Метакомпоненты. Это процессы управления,которые регулируют процесс переработки информации.
1-Признание существования проблемы при решении задачи
2-осознание проблемы и отбор процессов,пригодных для ее решения.
3-выбор стратегии
4-выбор ментальной репрезентации
5-распределение умственных ресурсов
6-контроль за ходом решения задачи
7-оценка эффективности решения
1-кодирование информации
2-выявление отношений
3-приведение в соответствие
4-сравнение
5-обоснование
6-ответ/результат
Компоненты приобретения знаний(познавательные компоненты)
1-избирательное кодирование
2-избирательное комбинирование
3-избирательное сравнение
В процессе решения задачи все эти компоненты работают согласованно.
Метакомпоненты регулируют работу исполнительных и познавательных компонентов. Исполнительные и познавательные компоненты дают метакомпонентам обратную связь.
Основная трудность при решении задач (по Стернбергу) состоит не в самом решении, а в правильном понимании сути задачи.
Интеллект — это способность решать задачи правильно понимая условия и способность решать задачи при неполном объяснении.
Стернберг придает особую важность в выборе стратегии.
Три типа стратегий
Аналитическая
Пространственно-синтетическая
Вербальная
Стернберг отмечает так же значимость процессов внимая при решении интеллектуальной задачи.
Вводит понятие как «распределение ресурсов внимания»
а-распределение ресурсов внимания между важными и второстепенными компонентами/этапами задачи
б-контроль надо ходом/процессом решения задачи
Интеллект (по Стернбергу) лучше проявляется при решении новых задач (фактор новизны).
В сфере взаимодействия с окружающим миром может проявляться практический и социальный интеллект, потому что интеллект служит целям обеспечения отношений индивида с внешней средой.
Выделяет три типа таких отношений:
1-адаптация
2-внутренний выбор (выбор стратегии)
3-конструирование