Тёрнстоун выделил ряд групповых факторов, семь из них получили названия — основные первичные умственные способности.
В 1927 Спирмен предложил метод факторного анализа матриц интеркаляций для выявления G фактора.
Спирмен выявил взаимосвязь результатов различных измерительных процедур. Эта взаимосвязь объяснялась наличием фактора G.
Исходя из этой модели Гилфорд выделяет 120 различных интеллектуальных процессов, которые называет частными способностями.
Дивергентное мышление- поиск решений идет по различным направлениям.
Конвергентное мышление — одно решение к нескольким задачам
Теория Интеллекта Спирмена
Выделял две характеристики интеллекта:
Уровень общего интеллекта, от которого зависит адаптация к окружающей среде.
Специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Теория Спирмена - это факторно—аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решений тестовых заданий любого характера.
Успешность интеллектуальной деятельности определяется:
общим фактором (общая способность или фактор G)
фактор, специфический для данной деятельности (фактор S)
G фактор — это общая умственная энергия, которой наделены люди и которая влияет на успешность выполнения интеллектуальной деятельности.
Роль G фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление, а минимальна при выполнении простых сенсоматорных действий.
В дальнейшем, на основе своих исследований, Спирмен создал иерархическую модель интеллекта, в которой выделял три уровня:
первыйуровень — G фактор
второй уровень — факторы A, M, L (А — арифметические способности, М — механические способности, L — лингвистические способности).
Групповые факторы интеллекта.
третий уровень — S фактор.
Фактор, специфический для данной конкретной деятельности.
Модель интеллекта Тёрнстоуна.
1. Пространственный интеллект — это способность оперировать в уме пространственными отношениями. Подразделяется на 2 подфактора.
· Это успешность и скорость восприятия пространственных отношений
· Мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве.
2. Восприятие — это способность детализовать зрительные образы. Восприятие — это быстрое и точное восприятие деталей, сходств, различий в изображениях (вербальный подфактор и образный)
3. Вычислительный фактор — это способность выполнять основные арифметические действия (числовой фактор). Скорость и точность арифметических вычислений.
4. Вербальное понимание — это способность понимать и раскрывать значение текстов и слов.
5. Беглость речи — это способность быстро подбирать слова по заданным критериям.
6. Память ( запоминание, хранение, воспроизведение)
7. Логическое рассуждение.