Тёрнстоун выделил ряд групповых факторов, семь из них получили названия — основные первичные умственные способности.

В 1927 Спирмен предложил метод факторного анализа матриц интеркаляций для выявления G фактора.

Спирмен выявил взаимосвязь результатов различных измерительных процедур. Эта взаимосвязь объяснялась наличием фактора G.

Исходя из этой модели Гилфорд выделяет 120 различных интеллектуальных процессов, которые называет частными способностями.

 

Дивергентное мышление- поиск решений идет по различным направлениям.

 

Конвергентное мышление — одно решение к нескольким задачам

 

 

Теория Интеллекта Спирмена

Выделял две характеристики интеллекта:

Уровень общего интеллекта, от которого зависит адаптация к окружающей среде.

Специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

 

Теория Спирмена - это факторно—аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решений тестовых заданий любого характера.

 

Успешность интеллектуальной деятельности определяется:

общим фактором (общая способность или фактор G)

фактор, специфический для данной деятельности (фактор S)

 

 

G фактор — это общая умственная энергия, которой наделены люди и которая влияет на успешность выполнения интеллектуальной деятельности.

 

Роль G фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление, а минимальна при выполнении простых сенсоматорных действий.

 

В дальнейшем, на основе своих исследований, Спирмен создал иерархическую модель интеллекта, в которой выделял три уровня:

первыйуровень — G фактор

второй уровень — факторы A, M, L (А — арифметические способности, М — механические способности, L — лингвистические способности).

Групповые факторы интеллекта.

третий уровень — S фактор.

Фактор, специфический для данной конкретной деятельности.

 

 

Модель интеллекта Тёрнстоуна.

 

 

1. Пространственный интеллект — это способность оперировать в уме пространственными отношениями. Подразделяется на 2 подфактора.

· Это успешность и скорость восприятия пространственных отношений

· Мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

2. Восприятие — это способность детализовать зрительные образы. Восприятие — это быстрое и точное восприятие деталей, сходств, различий в изображениях (вербальный подфактор и образный)

3. Вычислительный фактор — это способность выполнять основные арифметические действия (числовой фактор). Скорость и точность арифметических вычислений.

4. Вербальное понимание — это способность понимать и раскрывать значение текстов и слов.

5. Беглость речи — это способность быстро подбирать слова по заданным критериям.

6. Память ( запоминание, хранение, воспроизведение)

7. Логическое рассуждение.