Боль может быть обусловлена как физическими так и психогенными фактами.
Эмоции могут выражать как физическое состояние (боль, астения), так и психологическое.
Эмоции выражают состояние индивида и его отношение к объекту.
Эмоции
Наиболее важные функции речи – коммуникативная и интеллектуальная.
Эмоции — это процесс отражения субъективногоотношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания.
Характеристики эмоций:
субъективность (субъективное эмоциональное отношение человека)
полярность (амбивалентность)
интенсивность (энергетическая насыщенность).
Степень выраженности эмоциональных переживаний и интенсивность соответствующих психофизиологических реакций
интегральность (эмоции представляют собой комплексные реакции организма, включая изменение частоты пульса, изменение ритм дыхания, сужение или расширение сосудов, зрачков, изменение потоотделения, слюноотделения)
Функции эмоций:
коммуникативная (эмоции включены в процесс общения и связаны с эмоционально-выразительной функцией речи)
побудительная (стимулирующая).
Эмоции побуждают к действию
оценочная (субъективная оценка)
регуляторная (влияние эмоций на состояние организма)
Используется в процессе психотерапии. На ней основаны многие психотерапевтические методики.
Теории эмоций:
Теория Кеннона-Барда.
Согласно Кеннону, что телесные (физиологические) процессы при эмоциях являются биологически целесообразными и служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в таламусе.
Бард показал,что и физиологические изменения, и эмоциональные переживания возникают почти одновременно, и с эмоциями более всего эмоционально связан гипоталамус и центральные части лимбической системы.
Периферическая Джемса-Ланге.
Возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере, которые вызваны внешними воздействиями.
Когнетивно-физиологическая теория Шехтера.
На возникшее эмоциональное состояние влияет:
воспринимаемые стимулы
физиологические изменения
прошлый опыт человека, имеющийся в памяти
субъективная оценка на личной ситуации (оценка формируется на основе актуальных интересов и потребностей)
В этой теории показана роль памяти и мотивации в эмоциональных процессах.
Теория Симонова П.В. (Информационная концепция Симонова).
Согласно этой теории эмоции и эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида, и оценкой вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, необходимых для удовлетворения потребности с информацией, поступившей в данный момент.
Э = П(ИН-ИС)
Э — эмоция, ее сила и качество
П — величина и специфика актуальной потребности
ИН — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности
ИС — существующая информация ( сведения, которыми человек располагает в данный момент).
Классификация эмоций (согласно большинству авторов):
гнев
страх
печаль
радость
по длительности протекания:
эмоциональные реакции (непосредственное переживание какой-либо эмоции)
Эмоциональные реакции кратковременны. Самый мощный вид эмоциональной реакции — аффект.
Аффект - это интенсивная, бурнопретекающая и кратковременная эмоциональная вспышка, оказывающая влияние на сознание и деятельность.
эмоциональные состояния.
Эмоциональные состояния более устойчивы и продолжительны (настроение). Аффект тоже может рассматриваться как эмоциональное состояние.
эмоциональные свойства.
Наиболее устойчивые характеристики человека, отражающие индивидуальные особенности эмоционального реагирования.
Пример эмоциональных свойств:
эмоциональная реактивность (быстрота эмоционального реагирования — реакция ответа)
эмоциональная возбудимость (скорость возникновения эмоции)
эмоциональная лабильность
Классификация эмоций по знаку:
положительные
отрицательные
Классификация эмоций:
высшие
низшие
В зависимости от напряженности:
стенические (повышают активность человека — гнев,радость)
астенические ( понижающие активность — грусть,печаль, тоска)