Мышление и речь имеют разные генетические корни и возможно, что первоначально развивались отдельно.
При анализе устной и письменной речи выделяется ряд лингвистических единиц.
Лингвистические единицы:
фонема (исторически сложившееся смыслоразличительная звуковая единица языка)
лексемы (слова, обозначающие отдельные предметы и явления.
семантические единицы (обобщения в виде системы слов)
предложения (сочетания лов, обозначающие определенную мысль)
высказывания (законченные сообщения)
Основные закономерности понимания устной речи формируются у ребенка до 3х лет. Чтение и письмо формируется гораздо позднее – в школьном возрасте.
Теории речи:
теория научения (ребенок учится правильно строить предложения, подражая взрослым, и получая от них за это эмоциональное подкрепление
наличие структур мозга, определяющих врожденную способность каждого человека к усвоению речи (задатки на анатомо–физиологическом уровне, эти задатки начинают проявляться к 1 году жизни и определяют ускоренное развитие речи от года до трех лет. Вероятно, эти анатомо-физиологические особенности так же определяют общие характеристики речи для всех людей. Общие ограничения длинны слова, общие характерные высказывания из 3х составляющих, начало речи до 3х лет)
теория обусловленности речи и языка культуральными особенностями конкретного народа (формирования языка в определенных географических условиях)
теория Выготского (согласно ей речь и язык является социальным продуктом, который усваивается ребенком (интериоризуется) и становится главным орудием его мысли и организатором поведения)
теория Пиаже (речевое развитие ребенка зависит от мышления и от присущей для данного возраста ребенка способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию)
Взаимосвязь процессов речи и мышления:
Исходной функцией речи была коммуникативная, а наиболее примитивная форма мышления – наглядно-действенная, не связанная с речью. Но в дальнейшем развитие мышления и речи протекало в тесной взаимосвязи:
формирование наименований предметов (речь стала включаться в практическую деятельность в конкретной ситуации)
интериоризация внешних действий и формирование внутренней речи (у человека процессы мышления и речи тесно взаимосвязаны)
Физиологические основы речи обеспечиваются двумя группами систем:
периферические системы (это голосовой аппарат и органы слуха)
Голосовой аппарат состоит из: органов дыхания, гортани, полости рта и носа.
Органы дыхания обеспечивают поток воздуха. Благодаря ему обеспечивается вибрация голосовых связок гортани. Вибрации создают колебания и, следовательно, голосовую волну. К органам дыхания относятся легкие и диафрагма. Важную роль играют бронхи и дыхательное горло. Гортань образована 4мя хрящами, в пространстве между которыми находятся голосовые связки. Проходя сквозь гортань поток воздуха, порождает голосовую волну, которая попадает в полость рта и носа, выполняющих функцию резонатора звука. Изменения внутренней формы полости рта, благодаря работе соответствующих мышц, обеспечивает формирование различных звуков
центральные системы речи (интеграция слуховых ощущений происходит на смежных участках височной доли, расположенных в первой и частично во второй височных извилинах)
В левом полушарии расположен специфический центр речи – центр Вернике. Центр Вернике – специфический слуховой центр речи. Данный центр связан с другим речевым центром коры – центром Брока. Центр Брока – это двигательный центр речи. Двигательный центр речи находится в задней части третей лобной извилины левого полушария
Виды речи:
устная речь
разговорная (диалоговая, диалогическая), речь, используемая в процессе разговора с собеседником
монологическая (ребует большей связности, последовательности и логичности)
писменная речь (это продуманное изложение мыслей и построение предложений в письменной форме)
Формируется позднее, требует более сложных навыков, чем устная речь.
кинетическая речь (язык жестов)
внутренняя речь (тесно связана с процессом мышления, речь про себя. Тесно связана с эмоциями)
Внутренняя речь имеет такую же эмоционально-выразительную функцию, как и устная. Внутренняя речь свободна от любых социальных ограничений
Функции речи:
эмоционально-выразительная функция (выражение психологического отношения к другим людям и окружающему миру)
коммуникативная функция:
функция сообщения (предполагает обмен информацией между людьми)
функция воздействия или побуждения (воздействие на поведение других людей)
сигнификативная, функция обозначения (сигнификативная речь обозначает три категории окружающего мира: предметы, явления, действия)
функция интеллектуальная (речь тесно связана с процессом мышления и интеллектом, особенно внутренняя речь)