Понятийное словесно – логическое мышление формируется в процессе практики и опыта. Важную роль в процессе формирования этого вида мышление играет школьное обучение.
Основная единица – понятие
У взрослого человека представлены все три формы мышления, наиболее развита словесно-логическая.
Развитие мышления в онтогенезе:
В процессе развития мышления в онтогенезе мышление проходит стадии:
допонятийное мышление (мышление, при котором оперирование понятиями носит случайный, неосознанный характер. На этой стадии мышления отражение действительности характеризуется конкретностью и непосредственностью)
Свойства:
эгоцентризм (ребенку трудно абстрагироваться от субъективных отношений)
сенкритизм (поверхностные признаки, не отражающие сущности, могут объединяться в какой-то комплекс)
Допонятийное мышление в своем развитии проходит две фазы, сменяющие друг друга:
первый период – наглядно–действенное (связано с манипулированием предметами, продолжительность этого периода до 3х лет
второй период – наглядно-образное (манипулирование образами, родолжительность 2-3 года, до школьного возраста)
Эмпирические характеристики допонятийного мышления (по Пиаже):
эгоцентризм (ребенок воспринимает ситуации только со своей позиции)
несогласованность объема и содержания в предпонятийных структурах
трансдуктивный характер связи (от частного к частному)
синкретизм и господство соединительных конструкций (предмет осмысливается по несущественному признаку)
несогласованность инвариантных и вариантных компонентов.
неполнота необратимости операции. (а+в=с; а=с-в., маленькие дети этого не понимают)
нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу
понятийное мышление (ведущий вид мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Начинает формироваться этот вид в мышления в 7 лет. Предполагает словесно – логическое мышление.)
понятие (единица мышления, выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов)
Допонятийное мышление Понятийное мышление
Эгоцентризм – помещение себя в точку отсчета, вследствие этого носитель мысли выпадает из сферы отображения | Перецентрация – возможность изменять точку отсчета + интеллектуальная децентрация – научных подход, сознательный уход от фиксированной точки отсчета, в следствии чего человек может посмотреть на ситуацию глазами другого человека |
Синкритизм – тенденция связывать между собой разнородные явления + преобладание соединительных конструкций | Иерархизованность + преобладание конструкций подчинения – причинно-следственные связи, родовидовые отношения |
Трансдуктивный характер связей – движение мысли от частного в частному. | Индуктивно-дедуктивый характер связей – от частного к общему, от общего к частному |
Несовпадение объема и содержания понятий (пример с цветами) | Полное совпадение |
Неполнота обратимости операций | Сформированность ансамблей обратимых операций: анализ-синтез, обобщение-конкретизация |
Нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу | Высший уровень и полнота понимания |
Несогласованность инвариантных и вариативных компонентов | Адекватное соотношение инвариантных и вариативных компонентов |
Развитие мышление мышления в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже:
Стадии:
первая стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет. Врожденная двигательная основа, обеспечивающая развитие мышления)
упражнения рефлексов (до одного месяца).
Новая информация уподобляется врожденным схемам. Процесс называет ассимиляция.
стадия первичных круговых рефлексов (от одного до двух месяцев).
Схемы приспосабливаются к новой информации, происходит процесс аккомодации. Возникает связь слуха и зрения, но только тогда, когда объект в поле зрения.
стадия вторичных круговых движений (до 8 месяцев).
Происходит координация различных схем. Моторная активность связана с внешними предметами.
координация вторичных схем (от 8 месяцев до 2 лет.
Происходит координация цели и средства деятельности.
вторая стадия (стадия дооперационального мышления, от 2 до 8 лет. Ребенок начинает пользоваться языком для сообщений. Мышление конкретное и непосредственное.)
третья стадия (период конкретных операций – от 7 до 12 лет. Ребенок постигает объективные отношения между предметами, начинает мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам с учетом иерархий классов)
четвертая стадия (период формальных операций. 12 лет и старше. Возможность анализировать решение конкретной задачи как конкретного так и абстрактного содержания. Возможность рассуждать по аналогии и мыслить метафорически)
В процессе онтогенетического развития происходит постепенный переход от допонятийного мышления к понятийному и от эгоцентризма к децентрации.
Для преодоления эгоцентризма мышления необходимо 2 условия:
осознавание себя в качестве субъекта и отделение субъекта от объекта
координация своей собственной точки зрения с другими (развитие знаний о себе у ребенка возникает в процессе социального взаимодействия)
отношение принуждения
отношение коопераций между детьми
Три уровня, на которых осуществляет децентрация (процесс преодоления эгоцентризма мышления):
предпосылки децентрации (на уровне сенсомоторного интеллекта – к 2м годам)
дооперациональная стадия ( имеет места недостаток различия между собственной и другой точкой зрения, но на этой стадии ребенок строит межличностные отношения в форме коопераций., что является предпосылкой к преодолению эгоцентризма. До 7 лет)
к 11-14 годам развитие децентрации.
Методики для диагностики мышления: исключение лишнего, простые аналогии (формировать словосочетания по аналогии),сложные аналогии(необходимо устанавливать тип логической связи),классификации,отнесение фраз к пословицам, методика пиктограмм.
Речь
Язык – это система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления.
Язык – это общественно необходимое исторически обусловленное явление.
Язык – это система условных знаков, воспринимаемых человеком как имеющих определенный смысл.
Язык предполагает не обязательно вербальное общение.
Речь – это исторически сложившаяся форма людей посредством языка.
Общение – это взаимодействие двух или более людей состоящее в обмене между ними информацией. ( Информацией познавательного или аффективно-оценочного характера).