Процесс мышления становится возможным благодаря действию мыслительных операций.
Если восприятие отражает внешние существенные свойства предмета,то мышление позволяет понять их внутреннюю логическую часть.
У взрослого человека опосредованно речью.
Более примитивное мышление опосредованно действием.
У детей мыслительные действия опосредованы практическими манипуляциями с предметами
Благодаря мышлению возможен анализ существенных свойств предметов, но при необходимости благодаря мышлению возможен анализ и не существенных характеристик.
Характерно при шизофрении
Мышление
Мышление -это психический процесс, обеспечивающий обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности в логических связях и соотношениях.
Мышление - это активный познавательный (когнитивный) процесс, направленный на переработку информации.
Основные функции мышления:
получение информации об окружающем мире переработка этой информации с помощью мыслительных операций (сравнение, обобщение, синтез)
получение новых знаний на основе имеющейся информации
прогнозирование событий и принятие решений
анализ и разрешение проблемных ситуаций, выбор оптимальной стратегии поведения
сопоставление анализа и сравнения данных , который человек получает с помощью ощущений и восприятия.
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека.
Мышление - это высший психический процесс,обобщенного отражения действительности, в ходе ее анализа и синтеза при опосредовании.
Высшая форма мышления опосредованна речью.
Основные признаки мышления:
обобщенность (мыслительный процесс позволяет переходить от общего к единичному и от единичного к общему)
Степень обобщенности является важным показателем в клинический патопсихологии.(нарушение степени обобщения может являться показателем некоторых отклонений)
опосредованность
Мышление - это способность выявление познания закономерностей.
Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Фазы мыслительного процесса:
проблемная ситуация (ее осознание)
отражение проблемной ситуации (понимание дефицита информации и наличие информации об этом дефиците)
поиск решения, поиск возможных вариантов
выдвижение гипотез
проверка гипотез
суждение (устранение дефицита информации и ответ на актуальные вопросы)
Мыслительный процесс совершается как система сознательно - регулируемых мыслительных операций.
Характеристики мышления как сознательного процесса:
способность проверки гипотез.
способность критики.
контроль протекания мышления и контролируемые сознанием мыслительные операции.
Формы мышления:
понятие (форма мышления, которая обеспечивает возможность раскрыть сущность предмета)
Понятие отражает существенные свойства,связи и отношения предметов, что может быть выражено словом или группой слов. Понятие может иметь различную степень обобщенности.
суждение (это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями)
Суждение может утверждать или отрицать определенные связи и соотношения.
Суждения:
общие (утверждается что либо, относительно всех предметов данной группы)
частные (утверждение или отрицание относится к некоторым объектам)
единичные (относятся к конкретным объектам)
умозаключение (это форма мышления, при которой на основе нескольких суждения делается определенный вывод)
Умозаключение:
индуктивное (логический вывод от частного к общему)
дедуктивное (логический вывод от общего к частному)
Правильность умозаключений зависит от условий:
правильными должны быть исходные данные
вывод должен быть сделан с соответствием с законами логики
посылка (это исходные суждения из которых выводятся другое суждение. Вывод, получаемый из суждений называется заключением)
Закон логики:
большая посылка
меньшая посылка
Операции мышления:
анализ (разложение целого на части)
синтез (объединение частей в целое)
сравнение (установление сходств или различий)
обобщение (выделение в предметах и явлениях чего-то общего)
абстрагирование (выделение существенных свойств предметов и отделение от несущественных)
конкретизация (обращение от общего к конкретному)
классификация/систематизация (разделение на группы/классы)
Виды мышления(классификация видов):
типологические классификации мышления:
по содержанию используемых средств мышления:
наглядное
вербальное
по степени соответствия реальности:
реалистическое
аутистическое(основано на внутренний мотивов, допускает противоречие логики и искажение реальности)
по характеру протекания мыслительных процессов:
интуитивное (отсутствуют четко определенные этапы)
аналитическое
по характеру задач:
практическое
теоретическое
Функциональные классификации:
творческое (возникновение идей без жестких критический требований)
критическое (более жесткий критический отбор определенных фактов, идей...)
абстрактное
конкретное
Генетический классификации мышления:
наглядно-действенное мышление (осуществляется через практическое действие с объектом)
наглядо-образное мышление (осуществляется благодаря образным представлениям)
словесно-логическое мышление (осуществляется с помощью понятий)