Седьмой этап развития внимания (школьный возраст). Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания.
Шестой этап развития внимания (5-6 лет) Возникновение произвольного внимания под влиянием самоинструкции.
Пятый этап развития внимания (4.5-5 лет).Появление способности направлять внимание под влияние сложной инструкции взрослого .
Четвертый этап развития внимания (2-3 год жизни). Достаточно хорошее развитие первоначальной формы произвольного внимания.
Третий этап развития внимания — начало второго года жизни. Зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.
Характерен второй этап развития внимание ребенка (конец первого года жизни). Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности.
Проявление ориентировочного рефлекса и непроизвольного внимания.
Первый ряд стимулов характерен для первого этапа развития внимания (первые недели — месяцы жизни).
Лежащий в основе преобладающего представления нервный процесс подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений.
Концепция Гальперина:
Внимание- это проявление ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие,направленное на содержание образа, мысли или других феноменов имеющихся в психике человека в данный момент.
По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием.
В отличие от действий,направленных на производство определенного продукта (результата), деятельность контроля (внимания), не имеет отдельного особого результата.
С точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания, и произвольного и не произвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
Развитие внимания по Выгодскому:
Культурное развитие внимания - при помощи взрослого ребенком усваивается ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он направляет в дальнейшем собственное поведение и внимание.
Первый ряд стимулов,вызывающие внимание ребенка - сами окружающие предметы,которые своими яркими свойствами привлекают внимание ребенка.
Второй ряд стимулов, вызывающие внимание ребенка - речь взрослого человека (слова-стимулы указания).
Факторы, определяющие индивидуальные особенности внимания:
личностные особенности человека.
характер профессиональной деятельности.
соматическое состояние человека.
возрастные особенности.
Факторы, способствующие лучшей концентрации внимания:
отсутствие интенсивных посторонних звуков
отсутствие визуальных отвлекающих факторов
оптимальное освещение
удобная поза и отсутствие физического дискомфорта
позитивная психологическая установка на работу
Два фактора, для развития произвольного внимания ребенка:
соблюдение режима занятий
формирование интереса к занятиям
Нарушения внимания:
снижение концентрации внимания (не специфично, встречается при органических заболеваниях головного мозга)
неустойчивость внимания.
Встречается у:
детей с СДВГ (дефицит внимания и гиперактивности)
МДП (маниакально-депрессивный психоз). Биполярное аффективное расстройство
утомление
нарушение переключаемости внимания (проявляется в застреваемости, инертности внимания)
Характерно для эпилепсии
нарушение избирательности внимания.