Седьмой этап развития внимания (школьный возраст). Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания.

Шестой этап развития внимания (5-6 лет) Возникновение произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

Пятый этап развития внимания (4.5-5 лет).Появление способности направлять внимание под влияние сложной инструкции взрослого .

Четвертый этап развития внимания (2-3 год жизни). Достаточно хорошее развитие первоначальной формы произвольного внимания.

Третий этап развития внимания — начало второго года жизни. Зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.

Характерен второй этап развития внимание ребенка (конец первого года жизни). Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности.

Проявление ориентировочного рефлекса и непроизвольного внимания.

Первый ряд стимулов характерен для первого этапа развития внимания (первые недели — месяцы жизни).

Лежащий в основе преобладающего представления нервный процесс подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений.

 

Концепция Гальперина:

Внимание- это проявление ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие,направленное на содержание образа, мысли или других феноменов имеющихся в психике человека в данный момент.

 

По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием.

В отличие от действий,направленных на производство определенного продукта (результата), деятельность контроля (внимания), не имеет отдельного особого результата.

С точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания, и произвольного и не произвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

 

Развитие внимания по Выгодскому:

 

Культурное развитие внимания - при помощи взрослого ребенком усваивается ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он направляет в дальнейшем собственное поведение и внимание.

 

Первый ряд стимулов,вызывающие внимание ребенка - сами окружающие предметы,которые своими яркими свойствами привлекают внимание ребенка.

 

Второй ряд стимулов, вызывающие внимание ребенка - речь взрослого человека (слова-стимулы указания).

 

 

 

Факторы, определяющие индивидуальные особенности внимания:

личностные особенности человека.

характер профессиональной деятельности.

соматическое состояние человека.

возрастные особенности.

 

Факторы, способствующие лучшей концентрации внимания:

отсутствие интенсивных посторонних звуков

отсутствие визуальных отвлекающих факторов

оптимальное освещение

удобная поза и отсутствие физического дискомфорта

позитивная психологическая установка на работу

 

Два фактора, для развития произвольного внимания ребенка:

соблюдение режима занятий

формирование интереса к занятиям

 

Нарушения внимания:

 

снижение концентрации внимания (не специфично, встречается при органических заболеваниях головного мозга)

неустойчивость внимания.

Встречается у:

детей с СДВГ (дефицит внимания и гиперактивности)

МДП (маниакально-депрессивный психоз). Биполярное аффективное расстройство

утомление

нарушение переключаемости внимания (проявляется в застреваемости, инертности внимания)

Характерно для эпилепсии

нарушение избирательности внимания.