В узнавании проявляется «чувство знакомости» воспринятого образа и отнесение этого образа к определенному месту,времени или ситуации.
Этот процесс связан с объединением по определенным признакам непосредственно воспринимаемого с воспринятым ранее.
Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубины понимания.
Запоминание избирательно. Как правило у нормальных здоровых людей имеет место запоминание того, что нужно, того, что интересно и того,что связано с сильными яркими эмоциями. Память на яркие негативные эмоциональные события может быть блокирована в результате действия механизмов психической защиты.
Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.
Запоминание — это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте.
Произвольное запоминание, как правило, всегда имеет целенаправленный характер и специальные приемы позволяют улучшить его эффективность. (мнемотехнические приемы).
Запоминание зависит от многих факторов:
психологическая установка на запоминание
психологическое состояние
целостный контекст происходящих событий
Зейгарник Блюма Вульфовна — основоположник отечественной патопсихологии.
Эффект Зейгарник.
У здоровых людей незавершенные действия помнятся лучше, чем завершенные.
Хранение(процесс удержания и накопления памяти в течении длительного времени)
При хранении информации в течении длительного времени происходит ее переструктурирование и организация. Прочнее всего в памяти хранится давняя информация. Прочно хранится та информация, которая регулярно используется.
Воспроизведение (репродукция). (извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала)
Может осуществляться двумя путями:
узнаванием
припоминанием (сознательное воспроизведение требующее волевых усилий)
Узнавание(специфический процесс памяти,который проявляется при повторном восприятии объекта или при вспоминании).
Забывание (процесс памяти, при котором избирательно с течением времени из памяти исключаются определенные части или фрагменты информации)
У нормальных психически здоровых людей конкретные детали забываются скорее, при этом дольше помнятся общие черты или какие-то общие положения и выводы.
Виды памяти:
по характеру психической активности:
двигательная (возобновляющееся воспроизведение схем и алгоритмов движения. Это основа для формирования практических и трудовых навыков. Развита у спортсменов, танцоров и музыкантов)
эмоциональная (память на эмоции и чувства основана на ярких переживаниях. Наиболее сильно развита у представителей творческих профессий и у эмоционально чувствительных и впечатлительных людей)
образная (память на определенные образные представления. (картина природы, звуки, запахи, вкусы). Бывает зрительной, слуховой, осязательной. Развита у представителей творческих профессий)
словесно-логическая (тесно связана с мышлением, ее содержанием являются мысли)
по характеру цели деятельности:
произвольная (носит целенаправленный характер. Наиболее часто является компонентом необходимой учебной деятельности)
непроизвольная (осуществляется без усилий-автоматически. Непроизвольная память чаще всего работает в тех случаях, когда есть интерес )
по продолжительности сохранения материала:
мгновенная (сохранение информации на уровне рецепторов. Возможна благодаря инерционности органов чувств. Следы в сенсорной памяти хранятся до 1 секунды. Особенность — модальная специфичность)
кратковременная (связана с актуальным сознанием. В нее попадает только та информация, которая отвечает актуальным требованиям. Время кратковременной памяти разные исследователи описывают по разному (примерно до 20 секунд). Объем примерно 7 единиц +-2)
оперативная (рассчитана на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока. Срок хранение информации определяется задачей.
Оперативная память ориентирована на решение конкретной задачи)
Оперативная память предполагает преобразование информации в соответствии с поставленной задачей)
буферная (обеспечивает хранение информации в течении нескольких часов. Является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную)
долговременная (обеспечивает длительное хранение информации)
наследственная (хранит информацию в закодированном виде в ДНК,передается по наследству )
прижизненно сформированная (основывается на опыте)
в зависимости от характера запоминания:
механическая
осмысленная
Одно из условий механического запоминания — многократное повторение.
Характеристики памяти:
объем (количество единиц информации)
быстрота воспроизведения (способность использовать в практической деятельности имеющуюся информацию)
точность
длительность хранения информации
готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию (зависит от психологической установки и эмоционального состояния)
Внимание
Внимание -это психический и физиологический процесс, а так же состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.