II. Психоаналитические теории личности

I. Антропологические теории личности

Декабря- зачет

Главный фактор развития личности - биологическая

1.Антропологическая теория личности Ч. Лаброза

Сместил акцент изучения с преступления на действие человека преступника. Разработал классификацию преступных личностей.

Типы личностей:

1.прирожденные преступники

2.душевнобольные преступники

3.приступники по страсти

4.случайные преступники

Считал, что прирожденные преступники обладают особыми свойствами, которые делают преступления в их жизни неизбежными, эти особые свойства, как анатома физиологические так и психические. Так же изучал физическое сходство гениальных людей с помешанными и пришел к выводу, что у тех и у других есть общие черты

А.Теория хромосомных аномалий Клайнфельтера. Существует синдром Клайнфельтера. Согласно которому мужчины имеют дополнительную X-хромосому

В.Теория агрессии К.Ц.Лоренца. Объяснял особенности поведения человека биологической составляющей и сформулировал теорию Агнесс.

Основные идеи этой теории:

1.Существующее насилие объясняется агрессией, которую нельзя избежать, т.к она естественна

2.Человек и животные борятся за выживание в результате люди распределяются по территориям, выживают только сильные особи, а так же агрессия, по сути, основа борьбы за сохранение потомства

3.Агрессия это злобная и яростная борьба, на которую не распространяются критерии справедливости и несправедливости.

4.Свойства агрессии - накопление, генерация, выход

5.Социальные нормы могут не много сдержать агрессию

6.Агрессия позитивна, тк позволяет человеку выжить

 

Главный фактор развития - биологический

1.Психодинамическая теория Фрейда. Фред выделил три структурных компонента личности:

- ид - оно : инстинктивное ядро личности, собственное, бессознательное.

Есть два основных инстинкта : сексуальный, деструктивный (инстинкт смерти)В целом ид подчиняется принципу удовольствия.

-эго - я: сфера сознания самознания "я-реальное". Эго учитывает требования ид и морально нравственные требования социальной среды

-супер-это - сверх Я: моральная Я личности, включает в себя нормы, ценности, требования общества, то есть итог влияния общества на сознание и самосознание. Формируется в процессе социализации

2.Индивидуальная теория личности Адлера. Адлер был учеником Фрейда, но критиковал тезис Фрейда об универсальной роли детской роли сексуальности в развитии психики, считал, что характер человека складывается под воздействием жизненного стиля. Человек стремится преодолеть комплекс неполноценности, главный источник мотивации - его поведение. Полагал, что большинство людей изначально беспомощны по сравнению со взрослыми, отсюда формирование комплекса неполноценности ( термин был введен Адлером),взрослея ребенок хочет самоутвердиться и достигнуть превосходства.

Принципы индивидуально теории личности Адлера:

1.Фиктивный финализм -финальной целью жизни человека могут быть фиктивны, но он к ним стремиться

2.Стремление к превосходству, как лидерство и как высокий соц. статус

3. Чувство неполноценности и компенсация. Комплекс неполноценности возникает из-за трех видов страдания в детстве: неполноценность органа, чрезмерная опека, отверждение родителей

4.Социальный интерес - стремление к кооперации, стремление входить или принадлежать какой то группе

5.Жизненный стиль -уникальная совокупность черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимость индивида

6.Криативное Я