ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

Понятие внутренней картины болезни
В процессе возникновения и развития заболевания нарушают­ся механизмы взаимодействия человека и среды, вследствие чего вступают в действие процессы психической адаптации, включа­ются компенсаторные механизмы, направленные на восстановле­ние нарушенного взаимодействия на новом уровне — в ситуации болезни.
Болезнь оказывает патогенное влияние на психику индивидаизменяя его психическое состояние, познавательные процессы и даже относительно устойчивые личностные свойства. Она не только ограничивает активность человека в настоящем, но и часто зас­тавляет его изменять свои планы на будущее, отказываться от до­стижения определенных намеченных целей, замещая их более доступными, в связи с чем возникает необходимость трансфор­мации системы жизненных ценностей. Важную роль при этом иг­рает личностно-мотивационный уровень, который обеспечивает осознание мотивов деятельности, позволяет управлять потребно­стями, быть творцом своей жизни.
При тяжелой и/или хронической соматической болезни сни­жается выносливость человека к физическим и психическим нагрузкам, что также является существенным фактором влияния бо­лезни на психику. Заболевание ставит под угрозу самооценку боль­ного, приводит к депривации его важных физиологических потребностей, вызывает возникновение целого ряда фрустраций. Негативное отношение к болезни со стороны окружающих людей усиливает чувство неполноценности, а гиперопека может способ­ствовать нарастанию социальной и психологической беспомощ­ности и усиливать ощущение бесперспективности жизни. В резуль­тате возникает ситуация внутриличностного психологического конфликта, связанная с противоречивостью требований, на­пример конфликт между свойственным данной личности стрем­лением к независимости и самоопределению, с одной стороны, и необходимостью подчинения требованиям, предъявляемым к нему как к больному, — с другой. На психологию больных оказы­вает влияние соотношение зависимости и свободы в условиях бо­лезни и лечения.
С точки зрения медицинской психологии одним из важнейших элементов в личностной структуре больного является его отноше­ние к болезни. В концепции личности В. Н. Мясищева психологичес­кий анализ предполагает рассмотрение этого отношения с учетом трех компонентов: эмоционального, поведенческого и когнитив­ного.
Эмоциональный компонент отношения к болезни отражает весь спектр чувств, обусловленных нездоровьем, а также те эмоцио­нальные переживания, которые возникают в ситуациях, связан­ных с заболеванием.
Мотивационно-поведенческий компонент подразумевает выработ­ку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование заболевания, пессимистические уста­новки и др.), а также связанные с болезнью реакции, способ­ствующие адаптации или ведущие к дезадаптации.
Когнитивный компонент — это знание о болезни, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование, предпола­гаемый прогноз.
Важный аспект изучения взаимосвязи личности и болезни пред­ставляет описание целостного отражения заболевания с позиции монистического понимания организма, когда сома и психика не противопоставляются. Соматическое заболевание сопровождается у больного развитием определенного видения болезни и отноше­ния к новым обстоятельствам жизни в условиях болезни и лече­ния, т.е. формированием внутренней картины болезни (ВКБ). Этот термин введен Р.А.Лурия (1977) и соответствует понятию «ауто-пластическая картина болезни» (А.Гольдшейдер, 1929). Различа­ясь в деталях, данные понятия описывают «все то, что испытыва­ет и переживает больной, всю массу его ощущений, не только
болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, ее причинах».
Это явление описывается в большинстве исследований, посвя­щенных личности в условиях болезни, и обозначается различны­ми терминами: «сознание болезни», «соматонозогнозия», «реак­ция личности на болезнь», «переживание болезни» и т. п. (Л. Л. Рох­лин, 1950; М.С.Лебединский, В.Н.Мясищев, 1966; В.В.Никола­ева, 1976; Л. И. Вассерман, 1990; и др.).
ВКБ в той или иной степени участвует в регуляции психиче­ской деятельности и поведения больного, а иногда полностью определяет это поведение. Это весь тот огромный внутренний мир больного, который представляет собой сложное сочетание вос­приятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психоло­гических переживаний и травм. Поэтому в практической работе с больным медицинской сестре и фельдшеру необходимо учиты­вать закономерности формирования и функционирования ВКБ.
Структура ВКБ, по Р.А.Лурия, включает два уровня:
сенситивный, который представляет собой совокупность болез­ненных ощущений и подчиняется физиологическим закономер­ностям;
интеллектуальный — знание о болезни, которое является опо­средствованным и преимущественно психологическим.
Предполагается, что интеллектуальный компонент формиру­ется в соответствии с сенситивной частью. Обратная связь также возможна, механизм ее реализации не описан.
В.В.Николаева дополнила схему ВКБ до четырех уров­ней:
непосредственно-чувственное отражение болезни — обусловле­но заболеванием ощущения и состояния;
эмоциональный — эмоциональные реакции на вызванные бо­лезнью ощущения и на последствия болезни в жизни человека;
интеллектуальный — знания о болезни и ее рациональная оценка;
мотивационный — возникновение новых мотивов и перестрой­ка преморбидной — доболезненной — мотивационной структуры.
Предложенная схема учитывает весьма важный факт, что бо­лезнь — это не только болезненные ощущения и их переживание, но и изменение мотивации.
В.В.Николаева предлагает считать ВКБ адекватной в том слу­чае, когда субъективные жалобы больных соответствуют объектив­ным клиническим и экспериментально-психологическим данным.
Большинство авторов признают многофакторную детермина­цию ВКБ. На ее образование влияют индивидуальные типологи­ческие преморбидные качества личности, особенности заболева­ния, социально-психологические факторы: жизненная ситуация
больного, влияние микрогруппы (других больных, медицинского персонала, семьи). Структура ВКБ зависит от психологического профиля больного, который является результатом не только па­тофизиологической стигматизации, но и жизненной установки, тесно связанной с интеллектом.

Источники информации:
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей/ Н.Н.Петрова. – М., 2007
Александер Ф. Психосоматическая медицина / Ф.Александер. - М., 2000
Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей/А.Л. Гройсман. – М., 1998
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В.Николаева – М., 1987

 

К выбору лекции