ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО
Понятие внутренней картины болезни
В процессе возникновения и развития заболевания нарушаются механизмы взаимодействия человека и среды, вследствие чего вступают в действие процессы психической адаптации, включаются компенсаторные механизмы, направленные на восстановление нарушенного взаимодействия на новом уровне — в ситуации болезни.
Болезнь оказывает патогенное влияние на психику индивидаизменяя его психическое состояние, познавательные процессы и даже относительно устойчивые личностные свойства. Она не только ограничивает активность человека в настоящем, но и часто заставляет его изменять свои планы на будущее, отказываться от достижения определенных намеченных целей, замещая их более доступными, в связи с чем возникает необходимость трансформации системы жизненных ценностей. Важную роль при этом играет личностно-мотивационный уровень, который обеспечивает осознание мотивов деятельности, позволяет управлять потребностями, быть творцом своей жизни.
При тяжелой и/или хронической соматической болезни снижается выносливость человека к физическим и психическим нагрузкам, что также является существенным фактором влияния болезни на психику. Заболевание ставит под угрозу самооценку больного, приводит к депривации его важных физиологических потребностей, вызывает возникновение целого ряда фрустраций. Негативное отношение к болезни со стороны окружающих людей усиливает чувство неполноценности, а гиперопека может способствовать нарастанию социальной и психологической беспомощности и усиливать ощущение бесперспективности жизни. В результате возникает ситуация внутриличностного психологического конфликта, связанная с противоречивостью требований, например конфликт между свойственным данной личности стремлением к независимости и самоопределению, с одной стороны, и необходимостью подчинения требованиям, предъявляемым к нему как к больному, — с другой. На психологию больных оказывает влияние соотношение зависимости и свободы в условиях болезни и лечения.
С точки зрения медицинской психологии одним из важнейших элементов в личностной структуре больного является его отношение к болезни. В концепции личности В. Н. Мясищева психологический анализ предполагает рассмотрение этого отношения с учетом трех компонентов: эмоционального, поведенческого и когнитивного.
Эмоциональный компонент отношения к болезни отражает весь спектр чувств, обусловленных нездоровьем, а также те эмоциональные переживания, которые возникают в ситуациях, связанных с заболеванием.
Мотивационно-поведенческий компонент подразумевает выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование заболевания, пессимистические установки и др.), а также связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или ведущие к дезадаптации.
Когнитивный компонент — это знание о болезни, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование, предполагаемый прогноз.
Важный аспект изучения взаимосвязи личности и болезни представляет описание целостного отражения заболевания с позиции монистического понимания организма, когда сома и психика не противопоставляются. Соматическое заболевание сопровождается у больного развитием определенного видения болезни и отношения к новым обстоятельствам жизни в условиях болезни и лечения, т.е. формированием внутренней картины болезни (ВКБ). Этот термин введен Р.А.Лурия (1977) и соответствует понятию «ауто-пластическая картина болезни» (А.Гольдшейдер, 1929). Различаясь в деталях, данные понятия описывают «все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только
болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, ее причинах».
Это явление описывается в большинстве исследований, посвященных личности в условиях болезни, и обозначается различными терминами: «сознание болезни», «соматонозогнозия», «реакция личности на болезнь», «переживание болезни» и т. п. (Л. Л. Рохлин, 1950; М.С.Лебединский, В.Н.Мясищев, 1966; В.В.Николаева, 1976; Л. И. Вассерман, 1990; и др.).
ВКБ в той или иной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а иногда полностью определяет это поведение. Это весь тот огромный внутренний мир больного, который представляет собой сложное сочетание восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психологических переживаний и травм. Поэтому в практической работе с больным медицинской сестре и фельдшеру необходимо учитывать закономерности формирования и функционирования ВКБ.
Структура ВКБ, по Р.А.Лурия, включает два уровня:
сенситивный, который представляет собой совокупность болезненных ощущений и подчиняется физиологическим закономерностям;
интеллектуальный — знание о болезни, которое является опосредствованным и преимущественно психологическим.
Предполагается, что интеллектуальный компонент формируется в соответствии с сенситивной частью. Обратная связь также возможна, механизм ее реализации не описан.
В.В.Николаева дополнила схему ВКБ до четырех уровней:
непосредственно-чувственное отражение болезни — обусловлено заболеванием ощущения и состояния;
эмоциональный — эмоциональные реакции на вызванные болезнью ощущения и на последствия болезни в жизни человека;
интеллектуальный — знания о болезни и ее рациональная оценка;
мотивационный — возникновение новых мотивов и перестройка преморбидной — доболезненной — мотивационной структуры.
Предложенная схема учитывает весьма важный факт, что болезнь — это не только болезненные ощущения и их переживание, но и изменение мотивации.
В.В.Николаева предлагает считать ВКБ адекватной в том случае, когда субъективные жалобы больных соответствуют объективным клиническим и экспериментально-психологическим данным.
Большинство авторов признают многофакторную детерминацию ВКБ. На ее образование влияют индивидуальные типологические преморбидные качества личности, особенности заболевания, социально-психологические факторы: жизненная ситуация
больного, влияние микрогруппы (других больных, медицинского персонала, семьи). Структура ВКБ зависит от психологического профиля больного, который является результатом не только патофизиологической стигматизации, но и жизненной установки, тесно связанной с интеллектом.
Источники информации:
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей/ Н.Н.Петрова. – М., 2007
Александер Ф. Психосоматическая медицина / Ф.Александер. - М., 2000
Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей/А.Л. Гройсман. – М., 1998
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В.Николаева – М., 1987
К выбору лекции