Основные принципы композиционно-художественного формообразования

Лекция №2

Цветовая гармония

Цветовые ассоциации

Ассоциация – образы, символы, группы форм, которые указывают на тот или иной цвет.

Классификация цветовых ассоциаций:

1) Весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.

2) Температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.

3) Осязательные: мягкие, жесткие, колючие...

4) Пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие...

5) Акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие...

6) Вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие...

7) Возрастные: детские, молодежные, стариковские...

8) Сезонные: весенние, летние, зимние...

9) Этические: мужественные, смелые, сентиментальные...

10) Эмоциональные: позитивные (радость, счастье...), негативные и нейтральные (вялые, спокойные...)

11) Культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.

 

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Гармония достигается за счет:

· Близких по тону цветов – тоновая гармония

· Противоположных по тону цветов – контрастная гармония (фиолетовый – желтый, красный- зеленый)

· Цветов, находящихся под углом 90 градусов друг к другу – малый контраст

· Противоположных по тону цветов, но находящихся в одной группе (красный – оранжевый)

 


Формообразование - категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающая процесс созидания формы в соответ­ствии с общими ценностными установками.

Основные принципы композиционного формообразования:

§ Рациональность – разумность, характеристика знания с точки зрения его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума, то есть связь формы с функцией.

§ Тектоничность – реальная структура изделия и его конструктивные решения, отраженные в форме, соответствие формы конструкции.

§ Структурность – соподчинение элементов композиции.

§ Пластичность – гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы; органичная модификация формы.

§ Органичность – учет закономерностей формообразования в природе.

§ Образность – живость, метафоричность, раскрытие художественной идеи.

§ Целостность – объединяющий принцип формообразования, «единство в многообразии».

Композиция - искусство составления, компоновки, сочетание форм. Законы компоновки основаны на законах восприятия, работающих на подсознательном уровне. Элементы, составляющие композицию - ограниченная плоскость и пятно. Они обладают тоном (цветом), размером и формой.

 

Признаки композиции:

1. Понятие целостности:

· по форме;

· по тону;

· по цвету.

Целостность - завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность.

2. Наличие доминанты

3. Уравновешенность

 

Виды композиции:

1. Фронтальная - имеет абсолютно плоскую форму, в которой глубина показана иллюзорно (картина) или плоская форма + барельеф - неглубокие фасады зданий.

2. Объемная - имеет три измерения пространственные координаты (высота, ширина, глубина). Обозревается со всех сторон.

3. Глубинно - пространственная – складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними (улицы, площади, микрорайоны и т.д.).

 

Средства и закономерности композиции:

1. Ритм - чередование различных элементов, порядок сочетания линий, объемов и плоскостей. Свойственен не только движению, но и статическому предмету.

Неподвижное изображение декора на сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), чередование повторяющихся элементов (плоскостных, объемных, линейных) создает ощущение ритма и появляется восприятие условного движения, глаз следует за этим размерным повтором элементов. Закономерное чередование объемов, членений, поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы – все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т.д.

Ритмические членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

Можно различать порывистый, беспокойный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Так, к примеру, орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения пауз. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. А ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.

2. Равновесие - такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Зависит от распределения масс композиции относительно ее центра.

3. Так же:

· Динамика - зрительное восприятие движения, стремительности формы

· Статика - состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе.

Динамика + Статика = Целостность !!!

Чаще динамика и статика понятия относительные, статика в большей мере передает сущность и строение предмета, тогда как динамика — его движение. Например: человек сам по себе статичен, а человек в движении — динамичен.

Как правило, у статичных предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется форма.

Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения: внутри формы при общей статичности формы (динамические орнаменты); вне формы – в результате выхода в пространство частей формы, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением, например фигуры человека. Динамическая форма может быть присуща как неподвижным объектам, так и быстро движущимся предметам: самолетам, автомобилям и т.п. Однако проявления этого свойства в неподвижных и движущихся предметах весьма различны: динамика формы гоночного автомобиля или сверхзвукового самолёта выражает сущность самого предмета и чем выше скорость, тем стремительнее форма.

4.Так же:

· Симметрия (греч. соразмерность) - обеспечивает равновесие композиции. Считалось одним из условий красоты.
Пифагор считал самым совершенным - сферу.
Симметрия воспринимается сразу.

· Асимметрия - принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов , на впечатлении движения их в пределах целого.

· Масштаб - масштабность - восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом.

· Пропорции - равенство двух отношений.

7. Контраст – резко выраженная противоположность (например: длинный - короткий, тонкий - толстый и т.д.). Позволяет выделить композиционный центр (бывает тональный, ритмичный и т.д.). Отсутствие контраста - маловыразительность.

 

Соответственно вышеприведенным особенностям можно выделить следующие виды композиции:

7. По признаку симметрии:

ü симметричная

ü асимметрическая

ü диссимметрическая

 

1.

 
 

Симметричная композиция. Симметрия - закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Симметрия является одним из действенных средств организации объемов и пространств, т.к. имеет психофизическую базу в симметричности органов восприятия. Симметрия - проявление завершенности, устойчивости и законченности формы, воспринимается целостно и сразу. Чаще симметричные композиции статичны (рис. 7).

 
 

2. Асимметричная композиция. В крупных зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудно осуществимо. В этих случаях применяют в архитектуре асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения (рис. 8).

 
 

3. Диссимметричная композиция. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия. Диссимметричная, как и асимметричная композиция, сохраняет целостность в том случае, когда фактическое неравенство элементов в ней устраняется их зрительным равновесием. При этом устанавливается новая ось, которая проходит через зрительный центр композиции. Таким образом, при всей своей динамизации композиция не разваливается, а наоборот, уравновешивается, приобретает устойчивый характер (рис. 9).

 
 

ü По динамике и статике:

1. статические

2. динамические

Статическая композиция. Используется для передачи неподвижности, устойчивости. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак статической композиции: четкий контур, нарастание сложности к центру.

Условия для выражения статики:

ü нет диагоналей

ü нет свободного пространства

ü статичные позы

ü симметрия, уравновешенность

ü вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал)

Динамическая композиция. Передает ощущение простора. Основное направление линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм.

Для передачи динамики:

1. диагональные линии

2. свободное пространство перед движущимся объектом

3. момент кульминации движения

см. Рис.10

 

 

 
 


Лекция №3