Основные принципы композиционно-художественного формообразования
Лекция №2
Цветовая гармония
Цветовые ассоциации
Ассоциация – образы, символы, группы форм, которые указывают на тот или иной цвет.
Классификация цветовых ассоциаций:
1) Весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.
2) Температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.
3) Осязательные: мягкие, жесткие, колючие...
4) Пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие...
5) Акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие...
6) Вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие...
7) Возрастные: детские, молодежные, стариковские...
8) Сезонные: весенние, летние, зимние...
9) Этические: мужественные, смелые, сентиментальные...
10) Эмоциональные: позитивные (радость, счастье...), негативные и нейтральные (вялые, спокойные...)
11) Культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Гармония достигается за счет:
· Близких по тону цветов – тоновая гармония
· Противоположных по тону цветов – контрастная гармония (фиолетовый – желтый, красный- зеленый)
· Цветов, находящихся под углом 90 градусов друг к другу – малый контраст
· Противоположных по тону цветов, но находящихся в одной группе (красный – оранжевый)
Формообразование - категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающая процесс созидания формы в соответствии с общими ценностными установками.
Основные принципы композиционного формообразования:
§ Рациональность – разумность, характеристика знания с точки зрения его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума, то есть связь формы с функцией.
§ Тектоничность – реальная структура изделия и его конструктивные решения, отраженные в форме, соответствие формы конструкции.
§ Структурность – соподчинение элементов композиции.
§ Пластичность – гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы; органичная модификация формы.
§ Органичность – учет закономерностей формообразования в природе.
§ Образность – живость, метафоричность, раскрытие художественной идеи.
§ Целостность – объединяющий принцип формообразования, «единство в многообразии».
Композиция - искусство составления, компоновки, сочетание форм. Законы компоновки основаны на законах восприятия, работающих на подсознательном уровне. Элементы, составляющие композицию - ограниченная плоскость и пятно. Они обладают тоном (цветом), размером и формой.
Признаки композиции:
1. Понятие целостности:
· по форме;
· по тону;
· по цвету.
Целостность - завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность.
2. Наличие доминанты
3. Уравновешенность
Виды композиции:
1. Фронтальная - имеет абсолютно плоскую форму, в которой глубина показана иллюзорно (картина) или плоская форма + барельеф - неглубокие фасады зданий.
2. Объемная - имеет три измерения пространственные координаты (высота, ширина, глубина). Обозревается со всех сторон.
3. Глубинно - пространственная – складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними (улицы, площади, микрорайоны и т.д.).
Средства и закономерности композиции:
1. Ритм - чередование различных элементов, порядок сочетания линий, объемов и плоскостей. Свойственен не только движению, но и статическому предмету.
Неподвижное изображение декора на сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), чередование повторяющихся элементов (плоскостных, объемных, линейных) создает ощущение ритма и появляется восприятие условного движения, глаз следует за этим размерным повтором элементов. Закономерное чередование объемов, членений, поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы – все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т.д.
Ритмические членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
Можно различать порывистый, беспокойный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Так, к примеру, орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения пауз. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. А ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.
2. Равновесие - такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Зависит от распределения масс композиции относительно ее центра.
3. Так же:
· Динамика - зрительное восприятие движения, стремительности формы
· Статика - состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе.
Динамика + Статика = Целостность !!!
Чаще динамика и статика понятия относительные, статика в большей мере передает сущность и строение предмета, тогда как динамика — его движение. Например: человек сам по себе статичен, а человек в движении — динамичен.
Как правило, у статичных предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется форма.
Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения: внутри формы при общей статичности формы (динамические орнаменты); вне формы – в результате выхода в пространство частей формы, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением, например фигуры человека. Динамическая форма может быть присуща как неподвижным объектам, так и быстро движущимся предметам: самолетам, автомобилям и т.п. Однако проявления этого свойства в неподвижных и движущихся предметах весьма различны: динамика формы гоночного автомобиля или сверхзвукового самолёта выражает сущность самого предмета и чем выше скорость, тем стремительнее форма.
4.Так же:
· Симметрия (греч. соразмерность) - обеспечивает равновесие композиции. Считалось одним из условий красоты.
Пифагор считал самым совершенным - сферу.
Симметрия воспринимается сразу.
· Асимметрия - принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов , на впечатлении движения их в пределах целого.
· Масштаб - масштабность - восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом.
· Пропорции - равенство двух отношений.
7. Контраст – резко выраженная противоположность (например: длинный - короткий, тонкий - толстый и т.д.). Позволяет выделить композиционный центр (бывает тональный, ритмичный и т.д.). Отсутствие контраста - маловыразительность.
Соответственно вышеприведенным особенностям можно выделить следующие виды композиции:
7. По признаку симметрии:
ü симметричная
ü асимметрическая
ü диссимметрическая
1.
Симметричная композиция. Симметрия - закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Симметрия является одним из действенных средств организации объемов и пространств, т.к. имеет психофизическую базу в симметричности органов восприятия. Симметрия - проявление завершенности, устойчивости и законченности формы, воспринимается целостно и сразу. Чаще симметричные композиции статичны (рис. 7).
2. Асимметричная композиция. В крупных зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудно осуществимо. В этих случаях применяют в архитектуре асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения (рис. 8).
3. Диссимметричная композиция. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия. Диссимметричная, как и асимметричная композиция, сохраняет целостность в том случае, когда фактическое неравенство элементов в ней устраняется их зрительным равновесием. При этом устанавливается новая ось, которая проходит через зрительный центр композиции. Таким образом, при всей своей динамизации композиция не разваливается, а наоборот, уравновешивается, приобретает устойчивый характер (рис. 9).
ü По динамике и статике:
1. статические
2. динамические
Статическая композиция. Используется для передачи неподвижности, устойчивости. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак статической композиции: четкий контур, нарастание сложности к центру.
Условия для выражения статики:
ü нет диагоналей
ü нет свободного пространства
ü статичные позы
ü симметрия, уравновешенность
ü вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал)
Динамическая композиция. Передает ощущение простора. Основное направление линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм.
Для передачи динамики:
1. диагональные линии
2. свободное пространство перед движущимся объектом
3. момент кульминации движения
см. Рис.10
Лекция №3