Органы раскрытия и расследования преступлений

1) Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность(ОРД)

Деятельность данных органов регулируется ФЗ от 5 июля 1995 г "Об оперативно-разыскной деятельности". Осуществляется данная деятельность гласно и негласно.

Ее задачи:

1) выявление, предупреждение,раскрытие, пресечение преступлений и лиц, подготавливающих или совершивших преступление;

2)Розыск лиц, уклоняющихся от следствия и суда, а также без вести пропавших.

3) добывание информации о событиях и действиях, бездействии, создающих угрозу экономической и военной, экологической, государственной безопасности России;

4) Установление имущества, подлежащего конфискации.

Оперативно-разыскная деятельность основывается на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Оперативно-разыскные органы осуществляют следующие мероприятия:

- опрос;

- заведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений и местности;

- контроль различных средств коммуникации;

- оперативное внедрение;

-контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент.

Оперативно-разыскные мероприятия,которые связаны с ограничением конституционных прав и свобод проводятся на основании судебной санкции, например,обыск, прослушивание телефонных переговоров и т.п.

Результаты оперативно-разыскных мероприятий могут быть использованы в качестве повода и основания для возбуждения уголовных дел и в качестве доказательств по уголовному делу.

Органы ОРД:

!) Органы Внутренних дел

2) органы ФСБ

3) Федеральные органы государственной охраны

4) Таможенные органы

5) Служба внешней разведки

6) Федеральная служба исполнения наказаний

7) Органы ПСКН (т.е. по контролю за обороту наркотиков)

Законные требования лиц,осуществляющих ОРД являются обязательными для всех, кого не касаются. Непосредственный контроль- прокурорский надзор - осуществляют органы прокуратуры.

 

(2)

Органы дознания и их виды.

1) К органам дознания отнесены органы внутренних дел, а также все органы,наделенные правом оперативно-разыскной деятельности (см.выше)

2) Органы Федеральной службы судебных приставов

3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов

4) органы государственного пожарного надзора

Полномочия органов дознания:

Первый вид полномочий: расследование преступлений в форме дознания небольшой и средней тяжести, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы.

Срок дознания - 30 суток-продляется прокурором еще на 30 суток, а в одном случае (ст.223 УПК) - до 6 месяцев и до 12 месяцев.

По окончании дознания составляется обвинительный акт, который утверждается прокурором, после чего дело передается на рассмотрение в суд.

Второй вид полномочий:

проведение неотложных следственных действий с целью скорейшего обнаружения и фиксации следов преступления, а так же закрепления,изъятия доказательств.

После производства неотложных следственных действий не позднее 10 суток материалы дознания направляются следователю,и в дальнейшем органы дознания могут привлекаться к расследованию по поручению следователя.

Кроме указанных выше государственных органов, функции дознания выполняют три категории должностых лиц:

1) Капитаны морских и речных судов дальнего плавания по делам о преступлениях,совершенных на этих судах;

2) руководители геолого-разведовательных партий и зимовок по делам о преступлениях, совершенных вместе с дислокацией партий и зимовок

3) главы дипломатических и консульских учреждений по делам о преступлениях, совершенных на территории этих учреждений.

Названные лица возбуждают уголовные дела, проводят неотложные следственные действия, после чего передают материалы прокурору.

Руководство дознания осуществляет начальник соответствующего органа дознания, который обладает определенными процессуальными полномочиями по руководству дознания.

Надзор за законностью дознания осуществляет прокурор.

Указания начальника дознания и прокурора обязательны для дознавателя,он их может обжаловать вышестоящему руководителю дознания или вышестоящему прокурору.

 

(3) Органы предварительного следствия,их виды,задачи и полномочия.

Предварительное следствие выполняется по делам о тяжких и наиболее тяжких преступлениях.

Функции предварительного следствия осуществляют 4 ведомства:

- следственный комитет РФ

- следователи органов внутренних дел

- следователи ФСБ

- следователи ФСКН (федеральной службой за контролем по обороту наркотиков)

Каждый орган имеет свою подследственность: наиболее широкая подследственность у следственного комитета. Например, убийства,должностные преступления, похищения человека и др.

Следователи ОВД расследуют преступления против здоровья граждан,собственности, половой неприкосновенности, например: кража, мошенничество,грабеж, хулиганство и др.

Следователи ФСБ расследуют преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, например: террористический акт, государственная измена, шпионаж.

Следователи ФСКН расследуют преступления в области незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и их аналогов.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи обладают одинаковыми процессуальными полномочиями и самостоятельностью.

Начиная от возбуждения уголовного дела и включая предъявление обвинения и т.д.

Для собирания и проверки доказательств следователь выполняет различные следственные действия: допросы,выемки,осмотры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.

Задачами предвартиельного следствия являются:

- доказывание события преступления, виновности лица в совершении преступления, мотивы преступления, обстоятельства,смягчающие и отягчающие наказание, способствующие совершение преступления и иные обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела судом.

Срок проведения предварительного следствия - 2 месяца. При необходимости он продляется руководителем следственного органа до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока возможно только по решению руководителя следственного органа соответствующего федерального ведомства, т.е. председателя следственного комитета РФ или руководителем следственного аппарата МВД, ФСБ, ФСКН.

Непосредсвенно руководство предварительным расследованием уголовных дел осуществляют руководители следственных органов, которые вправе поручать следствие следователю или группе следователей, передавать дело от одного следователя другому, отменять незаконные постановления следователей, давать следователям указания о направлении расследований, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении отмене или изменении мер пресечения, которые допускаются по решению суда.

РУководитель следственного подразделения в праве лично возбудить уголовное дело и вести по нему расследование.

Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения,которое утверждает прокурор,после чего дело передается в суд.