Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ».

Предмет. Система.

Учебный курс ПО является вводной комплексной юридической дисциплиной, в которой изучаются правовые нормы об устройстве и деятельности правоохранительных органов РФ.

 

Правоохранительные органы в широком смысле – это суды, органы выявления и расследования преступлений, прокуратура и другие государственные органы, а также негосударственные юридические институты, так же, как и адвокатура, и частная охранная и сыскная деятельность.

 

В узком смысле слово нужно понимать, что:

СУД – это отдельная ветвь власти, что

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА – это органы исполнительной власти, а

АДВОКАТУРА – институт гражданского общества.

 

Правоохранительная деятельность имеет несколько характерных основных признаков:

 

1) состоит в защите прав и юридических лиц от противоправных посягательств;

2) Правоохранительная деятельность осуществляется в особом порядке или в процессуальной форме, которая разделяется на различные стадии;

3) Осуществляется особо уполномоченная государственными органами и субъектами, обладающими соответствующим правовым статусом;

4) Правоохранительная деятельность осуществляется от имени государства, в ней реализуются властные полномочия и применяются меры государственного принуждения.

 

Направления правоохранительной деятельности:

- конституционный контроль

- осуществление правосудия

- прокурорский надзор

- выявление и расследование преступлений

- охрана общественного порядка

- обеспечение государственной безопасности

- оказание квалифицированной помощи.

 

Структура учебного курса ПО:

В структуре учебной дисциплины правоохранительные органы в РФ принято выделять 3 части:

· общая часть (в которой изучаются основные теоретические положения данного курса, такие, как понятия и признаки судебной власти, правосудия, принципы их, судебная система и прочее).

· особенная часть (в которой изучается организация и деятельность конкретных правоохранительных органов юстиции зарубежных стран)

· специальная часть (в которой изучается организация и деятельность судебных и правоохранительных органов зарубежных стран)

Совокупность названных вопросов образует систему учебного курса, который включает 19 тем.

 

Учебный курс ПО тесно связан с другими учебными юридическими дисциплинами (ТГП, где студенты получают сведения по системе и функциям государства, теория разделения властей и др.)

Это конституционное право, в котором раскрываются понятия о независимости, самостоятельности судебной власти, правовом статусе и организации высших судебных органов т.д.

 

Дисциплина тесно связана с другими процессуальными отраслями, такими, как:

- уголовный процесс;

- гражданский процесс;

Поскольку в этих дисциплинах отражаются стадии правоохранительной и судебной деятельности, принципы судопроизводства и прочие важные положения.

 

 

Нормативные источники курса ПО

Нормативные источники курса – законы и подзаконные нпа, которые регулируют правосудие, прокурорский надзор, оказывают гражданам квалифицированную юридическую помощь и т.д.

Главный нормативно-правовой источник –

 

1) КОНСТИТУЦИЯ РФ, которая устанавливает основы государственного и общественного строя.

 

- имеет отдельный раздел «О судебной власти и правосудии»;

- содержит принципы деятельности судов и других государственных органов и положения, касающиеся правового статуса личности

- все иное законодательство вытекает и основывается, не может противоречить Конституции.

 

2) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (Ф КЗ), которые издаются по вопросам специально названными Конституцией, например, ФКЗ «О судебной деятельности РФ».

 

Данные законы принимаются в особом порядке обеими палатами Законодательного Собрания РФ квалифицированным большинством, и в отношении этих законов прездиент не имеет права ВЕТО. (т.е. не может их отклонить)

 

3) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РФ, в числе которых кодексы, основы законодательства и отдельные федеральные законы, например, уголовно-процессуальный кодекс.

 

4) КОНСТИТУЦИИ, УСТАВЫ И ИНЫЕ ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ.

 

В число нормативно-правовых источников относятся так же и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ :

- постановления Совета Федерации и Государственной Думы.

- указы президента

- постановления правительства

- ведомственные нормативные акты, регламенты, инструкции, приказы, которые издают руководители правоохранительных органов, например, министры внутренних дел или генеральный прокурор.

 

Особую группу нормативно-правовых источников составляют

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

Их можно вслед за Конституцией РФ, согласно которой, международные договоры и общепринятые нормы, принципы международного права являются частью национальной правовой системы и имеют преимущества перед национальными законодательствами.

 

Для международных договоров характерно, что они вступают в силу после ратификации их парламентом и государственной думой. Она же может отозвать свое одобрение.

Этот процесс именуется ДЕНОНСАЦИЯ.

 

Ведомственные нормативные акты, т.е. приказы, инструкции, регламенты министерств и ведомств общего межведомственного характера должны иметь регистрацию в министерстве Юстиции, после чего, как и другие законы, публикуются.