Политическое прогнозирование.
Политическое прогнозирование и моделирование, — две составляющих политического анализа. Термин прогноз происходит от греческого prognosis — предвидение. Политическое прогнозирование это - процесс разработки научно обоснованного суждения о возможных состояниях политической реальности в будущем, альтернативных путях политического развития и сроках достижения политически значимых целей, а также определение конкретных рекомендаций для достижения этих целей.
Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня.. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.
Прогнозирование как научное предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Специфика политического прогнозирования заключается в том, что: оно строится только на базе статистически достоверной информации.
Объектом политического прогнозирования выступает политика. Отличием прогнозов в общественных науках является то обстоятельство, что объекты прогнозов трудно поддаются описанию. Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Первым этапом разработки программы прогностического исследования является определение и уточнение объекта
Типологии прогнозов могут строиться по различным критериям. На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.
Поисковый прогноз –определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем продолжение существующих тенденций. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?
Нормативный прогноз — определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, объекта, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, целей. Такой прогноз должен отвечать на вопрос: какими путями достичь желаемого?
По критерию воздействия прогнозов на объект прогнозирования выделяют самосбывающиеся и самоопровергающиеся прогнозы. В первом случае прогноз имеет настолько сильное воздействие на объект, что сбывается даже несмотря на отсутствие реальных предпосылок для этого. Особое желание успеха и творчества в массах под влиянием позитивного прогноза называют «эффектом Пигмалиона».
Напротив, самоопровергающиеся прогнозы не реализуются на практике, однако в этом и состоит их цель. Главное в таких прогнозах - показать негативные последствия осуществления одного из возможных вариантов развития политической ситуации, с тем, чтобы предотвратить подобное развитие событий. Социально-управленческая реакция на неблагоприятный прогноз в виде организованных действий, направленных на то, чтобы он не осуществился, называют «эффектом Эдипа».
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (текущие) (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных).
Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.
Практика прогнозирования руководствуется принципами альтернативности и верификации. Принцип альтернативности означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта.
Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация прогноза – это определение степени его достоверности, точности и обоснованности.
Существуют три способа разработки прогнозов:
- анкетирование - опрос населения и экспертов.
- экстраполирование и интерполирование - построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекциии проспекции прогнозных разработок);
- моделирование — построение поисковых и нормативных моделей.
В политическом прогнозировании выработано много методов, процедур и приемов. По степени формализации все методы подразделяются на интуитивныеиформализованные.
Интуитивное прогнозирование применяется при сложности объекта исследования и невозможности учета всех факторов влияния. В этих случаях прибегают к опросу экспертов. Интуитивные методы можно разделить на две группы: индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки. В группу индивидуальных включают «метод интервью», аналитические докладные записки, написание сценария. В группу коллективных экспертных оценок входят анкетирование, методы «комиссий», «мозговых атак» («деловую игру», «мозговой штурм»). Особую разновидность коллективной экспертной оценки представляет метод Дельфи или дельфийского оракула. Ценность данных полученных путем опроса экспертов во многом определяется составом и компетентностью опрашиваемой группы.
Класс формализованных методов можно разделить на группы системно-структурных методов, ассоциативных методов, методов опережающей информации, математического моделирования и др.
Построение прогнозной модели представляет собой логическую последовательность операций.
1. Предпрогнозная ориентация (программа исследования).
2. Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта.
3. Сбор данных прогнозного фона и их измерение.
4. Построение динамических рядов показателей — основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции.
5. Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта.
6. Построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта.
7. Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза — уточнение гипотетических моделей (обычно методами опроса экспертов).
8. Выработка рекомендаций для решений в сфере управления.
9. Экспертное обсуждение (экспертиза прогноза) и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения.
10. Вновь предпрогнозная ориентация.
Прогнозное моделирование осуществляется в следующих формах: словесное описание, графическое представление в виде кривых, чертежей, блок-схемы, математическое описание.
При разработке политического прогноза надо помнить, что он всегда носит вероятностный характер, и выступает только в качестве рекомендаций.