Политическое развитие и кризисы.
Формой существования политического процесса являются политические изменения. Это процесс появления новых характерных черт в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой.
Политические изменения могут происходить либо путем приспособления системы к новым требованиям социальной среды, либо путем смены одной системы другой. К радикальным типам изменений относят революцию, в результате которой строится новая политическая система. Революцию следует отличать от государственного переворота, то есть внезапной и неконституционной смены правящих элит, не сопряженной с какими-либо глубокими переменами в общественных отношениях.
Наиболее распространенным типом изменений является приспособление к новым требованиям или переменам в социальной среде. Сознательные, системные изменения в рамках сложившейся политической системы называют реформой.
Для описания динамики в сфере политики используются понятия «политическое развитие», «политическая модернизация».
Отличие политического развития от политического изменения состоит в качественном характере перемен. Под развитиемобычно понимают необратимые масштабные изменения, а в политологии только прогрессивное изменение политической системы. Политическое развитие – это процесс становления эффективной политической системы, ее совершенствования. Основное содержание термина «политическое развитие» заключается в последовательной смене качественных состояний политической системы и ее отдельных составных частей.
Политическое развитие может, как опережать социальное развитие, так и отставать от него. В политологии термином «политическое развитие» нередко принято обозначать переход от традиционной политической системы к современной.
Пай Л. выделил три критерия политического развития:
1) Структурная дифференциация и высокая специализации функций институтов политической системы.
2) Возрастание способности системы к инновации, мобилизации и выживанию.
3) Тенденция к равноправию.
Таким образом, политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для эффективного диалога между правительством и населением.
Современное политическое развитие характеризуется плюрализмом возможностей и неравномерностью развития. В изучении политического развития существуют институциональный, структуралистский, бихевиористский и другие подходы. Но наиболее перспективен синтез имеющихся подходов.
Одним из типов политического развития является модернизация. Политическая модернизация - совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности. Политическая модернизация есть часть модернизации общества в целом, под которой понимают переход от традиционного, доиндустриального, авторитарного общества к обществу современному, демократическому.
Модернизация может быть органической, происходящей на собственной основе и догоняющей. Догоняющая модернизация характерна для тех стран, которые отстали и где модернизация происходила и происходит путем заимствования достижений, образцов Запада (например в России)..
Современный этап развития теории модернизации под политической модернизацией понимает развитие политических структур, обеспечивающих адекватное реагирование политической системы на вызовы времени
Чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют кризисы и конфликты.
Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.
Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Здесь острота противоречий достигает наивысшего накала.
Политические кризисы делят на внешнеполитические и внутриполитические.
К внутриполитическим кризисам относят конституционные, парламентские, правительственные. Если они сливаются воедино, то говорят об социально-политическом (общенациональном) кризисе. Возможны кризисы политической модернизации, внутриправительственные и кризисы легитимности. Обычно политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти.
Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.
Причинами конфликтов являются: борьба за властные полномочия, нехватка средств к существованию, следствие непродуманной политики, несовпадение индивидуальных и общественных интересов, зависть, ненависть, расовая, национальная и религиозная неприязнь и многое другое.
Классификации конфликтов строятся по различным основаниям. Например, выделяют следующие типы политических конфликтов: вертикальные и горизонтальные, краткосрочные и затяжные, глобальные и локальные.
Выделяют четыре стадии политического конфликта.
Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил, ростом напряженности между потенциальными субъектами конфликта.
Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.
Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это этап политической «развязки». Возможно перерастание политического конфликта в военный.
Четвертая стадия - завершение конфликта.
Выделяют позитивные и негативные функции политических конфликтов. К позитивным относят: функцию разрядки напряженности, способность разрешать назревшие проблемы, связующую функцию, стимулирующую, содействие социально необходимого равновесия, инновационную функцию, функцию переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.
К негативным: угроза раскола общества; неблагоприятные изменения во властных отношениях; раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях; неблагоприятные демографические процессы и др.
Задача управления и разрешения конфликта состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия. Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями включает в себя взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях сторон, участвующих в конфликте.
Выделяют шесть основных принципов, необходимых для успешного урегулирования политического конфликта: стабильная коалиция; принцип пропорциональности; деполитизация; взаимность права вето; компромисс; концессия.
Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть: дипломатическое урегулирование путем переговоров; смена политических лидеров или режимов; достижение временного компромисса; война.
Внутригосударственный конфликт может разрешаться: революцией; государственным переворотом; путем переговоров; иностранной интервенцией; компромиссом; консенсусом и др.
Оптимальным и желательным способов разрешения политического конфликта является поиск компромисса.