Технология управления политическими процессами
Политическое развитие и кризисы.
Политические отношения и процессы.
Важной составляющей мира политики являются политические отношения. Под ними понимается взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти. В основе этих отношений лежат политические интересы, идеи и позиции, касающиеся устройства и управления обществом.
Объектом политических отношений являются институты политической власти. Специфика политических отношений состоит в том, что они выражают взаимосвязи между субъектами через отношения власти.
«Политические отношения» - это взаимодействие субъектов политики, в ходе которого происходит обмен идеями, волевыми побуждениями, информационными ресурсами
Поскольку борьбу за власть ведут различные социально-политические силы, политические отношения пронизывает дух соперничества, конкуренции.
Выделяют следующие типы политических отношений: отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства; отношения подчинения, господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
Политические отношения тесно связаны с политическим процессом. Политический процесс - это динамический аспект политических отношений, в котором выражается их зависимость от системы действий людей и их последствий.
Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты..
Основу политических процессов по Д. Истону составляет цикл «вызов – реакция».
Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений. Он обладает ярко выраженным ненормативным, сложным и нелинейным характером.
Политический процесс развертывается в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. Он осуществляется на государственном уровне, в регионах, в городе и деревне. Он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях.
В число основных компонентов структуры политического процесса входят следующие параметры: факторы (или среда); акторы или участники; их действия и взаимодействия; нормы, регулирующие отношения; последовательность, динамика или сюжет, пространство и время его протекания.
Выделяют две группы факторов политического процесса: внутренние и внешние. К внешним относятся среда и ее воздействие, системные политические обстоятельства, внешние политические события. К внутренним относят характеристику субъектов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логику политического процесса.
Основными факторами (субъектами) политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.
Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, ведущих, в конечном счете, к развитию или упадку политической системы общества
Среди участников процесса выделяют инициаторов, располагающих значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность политических изменений.
Политический процесс протекает в силу участия в нем разнородных социально-политических сил с разными, зачастую конфликтующими интересами и устремлениями. Они могут, как поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. Характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.
Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал, сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс, восходящих и нисходящих тенденций развития.
Вектор, выражающий ориентацию процесса на определенный исход – это характеристика направленности процесса
Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом или цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия участвующих в них субъектов, структур и институтов. Сторонники институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти
Можно выделить такие стадии политического процесса или режимы его протекания:
1. Конституирование (конструирование)или становление политической системы. Становление происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит новая элита, создающая новые органы политической власти и институты.
2. Функционирование. Политический процесс не выводит политическую систему за рамки устоявшихся связей и отношений. Здесь осуществляется воспроизводство уже достигнутого и апробированного ранее.
3. Развитие. Это - процесс качественных изменений политической системы, ее составных частей или самого политического процесса. Политическая система выходит на новый уровень, что позволяет ей более успешно реагировать на требования населения и решать возникающие проблемы.
4. Разложение, упадок. Политическая система утрачивает способность управлять социальными отношениями, подвергается дезинтеграции и потере устойчивости, политическая власть перестает быть легитимной.
Чаще всего говорят о трех режимах – функционирования, развития и упадка.
Существует многообразная типология политических процессов. С содержательной точки зрения выделяются внутриполитические и внешнеполитические(международные) процессы.
С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на демократическиеи недемократические.
По значимости для общества политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения.
Периферийныеполитические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, развитие местного самоуправления, не оказывающих принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
С точки зрения публичности можно выделить открытыйполитический и скрытый (теневой) политический процесс.
По масштабу политические процессы разделяются на глобальныеи локально-региональные.
По характеру протекания изменений выделяют революционные и эволюционные процессы. Революционные процессы отличаются радикальностью, они часто связаны с насилием. К экстремальным видам политического процесса относят мятежи, путчи (Вооруженные действия небольшой группы заговорщиков, направленные на захват государственной власти, не опирающиеся на широкую социальную поддержку),
В зависимости от устойчивости политической системы выделяют стабильный и нестабильный политические процессы.
Исходя из цивилизационных особенностей, американец Л. Пай выделил 17 различий политического процесса в западных и незападных обществах.
В зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.
Технократическийполитический процесс отличается наличием традиций эволюционизма, постепенного адаптирования политических институтов к изменяющимся условиям среды, характеризуется формализацией действий и воздействий, выделением операций, процедур, этапов.
Политический процесс идеократического типа отличается господством одной идеи (идеологии).
Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизматика.
К особенностям политического процесса в России относят гипертрофированную роль политики, слабость гражданского общества, отсутствие консенсуса между участниками, концентрация политической власти и ресурсов у «центра», активистский стиль навязывания решений сверху.