Некоторые политологи выделяют первичную и вторичную политическую социализацию.

Часть политологов считает, что политическая социализация характерна для более раннего возраста, когда речь идет о накоплении политических знаний, умений и опыта, а для более зрелых людей характерны процессы ресоциализации, то есть изменения уже сложившихся ценностей и установок и десоциализации, отказа от прежних ценностей и установок.

Значительная часть социологов и политологов считают, что политическая социализация идет всю сознательную жизнь человека.

Фактически разделение процесса социализации на этапы или фазы находится в зависимости от трех переменных: возраста человека, наличие у него того или иного субъективного опыта и способности к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.

На первом из них – этапе политизации – у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются пер­вые представления о мире политики.

Второй этап – персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе – этапе идеализации важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к поли­тической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

Период устойчивой и целостной социализации человека, как правило, совмещается с активной трудовой деятельностью. Наиболее значимы для политической социализации человека в этот период такие институты как производственный коллектив, общественные организации, партии, формальные и неформальные группы. Сильное воздействие на человека оказывают СМИ.

На политическую социализацию оказывают влияние и такие факторы как насилие властей, безработица, подкуп избирателей, коррупция, экологические проблемы и другие стихийные влияния.

Сильно влияет во взрослом возрасте на политическую социализацию собственная политическая активность личности.

 

2. Место и роль человека в политике.

Характеризуя роль человека в политике, нужно подчеркнуть, что личностное начало в разных сферах человеческой деятельности имеет различный удельный вес. В политике личностное начало выражено в меньшей степени, чем в науке, искусстве, быту. Политика в большей степени является сферой коллективной деятельности, но ни в коем случае не снимает личностного начала как исходного звена формирования политической деятельности.

В нормальном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, главным субъектом политики выступает человек, ибо са­ми эти группы, движения, партии состоят из реальных людей.

Идеи об огромной роли человека как субъекта политики получило свое развитие еще с Древней Греции. Те люди, которые участвовали в политической и общественной жизни древнегреческого полиса, получили наименование «политикос» (ныне мы бы сказали человек политический), а те, кто не участвовал в политической жизни именовались «идиотикос»), я думаю переводить не следует.

Например, Аристотель считал человека по своей природе полити­ческим животным.

Проблема места и роли человека в политике имеет много аспектов. Если исходить из субъект-объектных отношений, то именно человек выступает субъектом политики, тем, кто творит и создает политическую действительность. Но, с другой стороны, человек является объектом политики. Также в политической действительности субъекты политики для воздействия на объект используют различные средства. Довольно часто этим средством также является человек, который может выполнять волю субъекта или же действовать самостоятельно, не осознавая, что выпол­няет волю другого.

В политической жизни мы часто занимаем то место субъекта, то объекта политики, а то являемся средством политической действительности.

В политической жизни различают два вида политического участия: автономное и мобилизованное.

Автономное участие - сознательная деятельность граждан, более или менее осведомленных в политической жизни, целью которых является влияние на позицию и деятельность политиков.

Мобилизованное участие - вынужденное действие, когда участие в политике зависит от неполитических стимулов (страх, подкуп, долг).

По отношению к участию людей в политической жизни сложились две крайних точки зрения: элитарная и партиципаторная (участие).

Представители первой считают, что участие всех людей в политике противоречит естественному разделению труда в обществе. Широкие массы населения в силу их недостаточной компетентности, аполитичности, неуравновешенности и эмоциональности не могут выступать конструктив­ным фактором политики. Поэтому их роль должна сводиться к контролю за политиками посредством выборов. Управлять же государством должны профессиональные политики - образованная, компетентная элита.

Сторонники партиципаторной линии считают необходимым активное участие широких масс не только в выборах своих представителей, но и в самом политическом процессе: в подготовке и принятии решений, их проведении в жизнь, контроле за должностными лицами. Такое участие должно предотвращать отрыв политической элиты от рядовых граждан.

Реальная жизнь развертывается между этими полюсами.

Вопрос об участии в политической жизни или неучастии зачастую определяет сама личность. Важное место в этом занимает характеристи­ка структуры личности, в которой можно выделить четыре подструктуры: