Правовое социальное государство.

Типология государственных систем.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.

Но необходимо сразу сказать, что в развитии теоретических представлений о государстве соседствуют и противоборствуют этатистская и антиэтатистская линия. (От слова этат, что с французского означает государство). Этатистская линия отличается положительным отношением к государству, признанием его общественной пользы, антиэтатистская линия рассматривает государство как социальное и нравственное зло.

Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле под государством понимается страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представленные органом высшей власти. В этом значении говорят, например, о российском, французском, американском государстве.

Широкое понимание термина государства пришло к нам из древности, где государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Одним из первых широкое и узкое значение термина государства разграничил Н.Макиавелли.

В узком, собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, или, как мы говорим, политический институт, обладающий верховной властью на определенной территории.

Выделение понятия государства в узком смысле слова позволило разграничить его с гражданским обществом. То есть гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством и его структурами часть общества, или все то, до чего не доходят руки государства. Гражданское общество является продуктом буржуазного общества, формируется в Новое время.

Л-традиция в изучении гражданского общества идет от Локка, а М-традиция от Монтескье. В отношениях государства и общества Гегель считал гегемоном государство, а Грамши отдавал приоритет гражданскому обществу.

Возвращаясь к характеристике государства, можно выделить его важнейшие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории, полная независимость от других государств в его внутренних и внешних отношениях.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Власть государства распространяется на людей, проживающих на определенной территории.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функции принуждения государство имеет специальные средства и органы: оружие, армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру.

5. Исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

6. Право на взимание налогов и сборов с населения.

Но нужно подчеркнуть, что государство не относится к вечным феноменам общества. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни такого института как государство.

По вопросу происхождения государства существует несколько концепций и теорий:

Теологическая концепция. Она связывает возникновение государства с божьим установлением. В древних мифах народов Востока, Египта, Греции персона верховного правителя - божественного происхождения.

Патриархальная концепция - предполагает возникновение государства в результате объединения родов, племен в большие общности вплоть до государственных образований.

Теория завоевания - государство возникло в результате завоевания одних народов другими. То есть государство - это правовой институт, насильственно навязанный одной группой людей (завоевателями) - другой группе (завоеванным).

Контрактные теории. Теория общественного договора: по ней люди договорились добровольно передать часть своих прав специально созданному органу - государству для защиты граждан и общественного порядка. (Гоббс, Локк, Руссо).

Органическая теория сравнивает государство с живым организмом, выделяя его стадии развития и функции (Спенсер, Вебер)

Социально-экономические концепции. Назовем три из них:

1.Ирригационная теория - (от слова орошение) - первые государства возникли около рек в странах жаркого климата. Для того, чтобы выжить люди должны были строить гигантские плотины и каналы. Орган управления и организации строительства превратился в государство.

2. По мнению Платона, управление обществом требует специальных знаний, поэтому произошло разделение труда, появился слой профессионалов-управленцев, что и есть основа государства.

3. По мнению Маркса, государство возникло с появлением частной собственности, разделением общества на классы. Государство или аппарат насилия потребовались классу эксплуататоров для подавления сопротивления эксплуатируемых.

Соответственно, можно выделить экономические, социальные, психологические и культурные факторы, повлиявшие на образование государств. Кроме них называют еще и географические факторы (наличие естественных границ, климат, плодородие почвы), и демографические факторы (рост численности и плотности населения, переход от кочевого к оседлому образу жизни).

Отсюда можно сделать вывод о том, что государство возникает под воздействием целого ряда причин, среди которых невозможно выделить главную.

Сущность государства раскрывается, прежде всего, в его функциях. Функции государства - это обязанности, круг деятельности, назначение. Принято выделять внутренние и внешние функции. К внутренним - относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства, доминирующего в экономике класса, обеспечением политической стабильности, выработкой программно-стратегических целей развития общества.

Правовая функция всецело принадлежит государству, которое устанавливает правовые нормы и принимает законы.

Организаторская функция состоит в использовании совокупности властных рычагов для реализации выработанной политики: исполнения решений, подбор кадров, осуществление контроля исполнения законов и решений и т.д.

Экономическая функция - проявляется в налоговой политике, выделении кредитов, использовании экономических санкций, планировании и программировании.

Социальная функция государства включает: удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержке здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья.

Образовательная функция государства. Качественное образование - основа будущего. Государство должно обеспечить демократизацию образования, его непрерывность, предостав­ление людям равных возможностей его получения.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирований высокой духовности.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли.

В зависимости от функций можно назвать и органы государства, которые их осуществляют.

На примере России можно назвать высшие органы власти: это президент, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совет Федерации и Государственная Дума, которые осуществляют политические и правовые функции. Исполнительным органом России является правительство, которое выполняет и организаторскую функцию и экономическую.

Правовую функцию осуществляют органы суда: Конституционный суд, Верховный суд, Арбитражный суд, а также вся система судов, прокуратуры, министерства внутренних дел.

Социальную функцию осуществляют как законодательные органы, так и исполнительные, например, министерства социального обеспечения и др.

Образовательную функцию в государстве осуществляют министерство образования, а также государственные средства массовой информации, а главными органами государства здесь являются школы и вузы.

Функции защиты границ осуществляют армия, пограничные войска, таможня, ФСК. Дипломатические отношения поддерживают министерство иностранных дел, посольства и консульства. Развивают отношения с другими странами как наши законодательные, так и исполнительные органы.

Исходя из всего уже сказанного, можно дать определение государства. Государство - это политическая организация, представляющая совокупность органов власти, которые обеспечивают управляемость страны, охрану ее внутренней и внешней безопасности, защищают права и свободы граждан.

2. Типология государственных систем.

Типология государств может проводиться по различным основаниям. В марксизме главный критерий типологизации - социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются государства - рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

Достаточно устоявшейся является классификация форм государства по способу организации высшей власти, по формам правления государства делятся на монархии и республики.

Монархия существовала в различных странах в течение веков и имела разнообразные формы. Термин монархия происходит от двух слов моно - один и архос - власть, и означает власть одного. Власть в монархии передается по наследству. Сегодня монархии существуют в 44 странах мира.

Существуют несколько разновидностей монархической формы правления: 1) абсолютная монархия, она преобладала в прошлом и сегодня относительно редко встречается (как пример Саудовская Аравия, Оман, Катар); монарх здесь является всевластным главой государства. 2)ограниченная или иначе ее называют конституционной или парламентской, то есть власть монарха ограничена существующими законами либо конституцией. Сохранение монархии в этих странах во многом представляет дань традиции. Власть монархов не распространяется на законодательную деятельность и значительно ограничена в сфере управления. Например, английская королева обязана подписать закон даже о собственной казни. Т.е. монарх во многих странах является чисто декоративной фигурой. Правительство в таких монархиях формирует парламентское большинство и подотчетно оно также парламенту, а не монарху. Парламентские монархии существуют в Англии, Бельгии, Норвегии, Дании, Швеции, Испании, Японии и других странах. 3) дуалистическая– монарху принадлежит судебная и исполнительная власть, а законы издает парламент, это переходные монархии от абсолютных к конституционным. (Марокко, Иордания, Кувейт).

Самая распространенная сегодня в мире республиканская форма правления. В республике источником власти считается народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная или полупрезидентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент издает законы, а правительство их исполняет. Парламент может отправить правительство в отставку. Глава правительства фактически первое лицо в государстве. В этих странах может существовать президент, которого также может избрать парламент или коллегия выборщиков, но полномочия президента как главы государства очень ограничены. Парламентские республики существуют в Италии, Германии, Индии, Австрии, Турции, Исландии и других странах.

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее главный отличительный признак состоит в том, что президент в ней одновременно выступает и главой государства и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим. Но наряду с исполнительными органами отдельно существует и законодательные органы власти. Законодательная и исполнительная власть формируется на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены.

Парламент не может отправить правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент. Хотя влияние их друг на друга довольно значительно. Парламент может ограничить деятельность президента с помощью законов и бюджета. Президент же обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В случае нарушения президентом законов государства, парламент может с помощью процедуры импичмента отстранить президента с его поста. Президентская республика существует в США, Доминиканской республике, Мексике и др. странах. Близка к ней и Россия.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентскаяили «смешанная» республика. Она существует в Австрии, Ир­ландии, Португалии, Польше, Франции. Главной характерной чертой таких республик является двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Президент и парламент избираются отдельно друг от друга. И президент и парламент могут выразить недоверие правительству. Парламент не может отправить президента в отставку, а президент может распустить парламент, но должен сразу же объявить о новых парламентских выборах.

Существует типология государств по форме государственного устройства - по национально-территориальной организации государства и взаимоотношению центральных и региональных органов власти. Данная типология дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение, соотношение и взаимосвязи с центром. Обычно выделяются две формы: унитарная и федеративная.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы, составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Пример, Польша, Финляндия.

Федеративная форма государственного устройства - это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление.

Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов государства, другая - субъектов федерации, третья - совместной компетенцией центра и субъектов.

Существуют довольно своеобразные, рыхлые объединения государств. Во-первых, это конфедерация, в которую объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной внешнеполитической. Эти объединения крайне нестабильны, они либо распадаются (ОАР, Сенегамбия), либо развиваются в федерацию (пример, США, Швейцарская конфедерация).

Из рыхлых объединений можно назвать, например, Британское содружество наций, образовавшееся на основе союза метрополии Великобритании и ее бывших колоний, Содружество Независимых Государств (на базе распада СССР).

Опыт развития Европейского Экономического Сообщества показывает, что объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.

3. Правовое социальное государство.

Стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны власти, гарантировать индивидуальную свободу и права личности привели к созданию концепции правового государства.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности.

В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Идея правового государства формировалась постепенно еще из глубокой древности. Например, Платон писал: «Я вижу близкую гибель государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там где закон владыка над правителями, а они - его рабы, я усматри­ваю спасение государства».

Принципы правового государства получили теоретическое обоснование в работах Спинозы, Канта, Гегеля.

Назовем их:

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни, подчинение закону самого государства.

2. Эффективная форма общественного надзора за соблюдением закона.

3. Равенство всех субъектов общества перед законом.

4. Создание эффективных экономических и правовых условий, при которых нарушать закон "невыгодно".

5. Обеспечение политических свобод и социальных гарантий личности. Разрешено все, что не запрещено законом.

6. Взаимная ответственность государства и личности.

7. Разделение властей.

8. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления.

Однако создание концепции правового государства и следование ей не привело к всеобщему благополучию людей. Провозглашение индивидуальных свобод, равноправия и невмешательства государства в дела гражданского общества не препятствовало росту социального неравенства, обострению классовой борьбы. Имущественное неравенство фактически обесценивало правовое равенство людей. Поэтому появляется концепция социального государства.

Социальное государства - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защи­щенности. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное неравенство, помогает слабым и обездоленным.

Истоки социального государства также зародились в глубокой древности. Римские императоры заботились об обеспечении римских граждан хлебом и зрелищами.

Деятельность современных (социальных) государств многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу малообеспеченных слоев, политика занятости, поддержка семьи и материнства, престарелых и молодежи.

Между правовым и социальным принципами государства есть как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида: первый - права и свободы, второй - материальные условия. Противоречие же в том, что по замыслу правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, социальное же государства непосредственно занимается этим.

И сегодня все демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального государства. Недаром статья 1 Конституции России гласит, что у нас правовое государство, а статья 7 считает Российскую Федерацию - социальным государством.

 

ЛЕКЦИЯ № 6: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

Основные вопросы