Типы политических систем

План

Темы докладов и рефератов

Литература (дополнительная)

Литература (основная)

Зеркин, Д.П. Основы политологии : курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекции 4,5.

Мухаев, Р.Т. Политология : учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 1,5.

Пугачев, В.П. Введение в политологию : учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И.Соловьев. – 2-е изд. – М., 2001. – Гл. 1,3,4,5.

Прокопов, М.В. Политология : курс лекций / М.В. Прокопов. – 2-е изд. – М., 2002. – Гл. 4,7.

Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии : учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 3,4.

Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 3.

Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций / В.Н. Шилов. – http:// sdo. bsu. edu.ru/Resource/ – Тема 3.

 

Азаров, Н.И. Взаимоотношения морали и политики / Н.И. Азаров // Социально-политический журнал. – 1997. – № 4.

Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения; пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.

Гаман-Голутвина, О. Соотношение политики и морали: российская версия /
О. Гаман-Голутвина // Свободная мысль. – 2005. – № 4.

Гаман-Голутвина, О. О морально-нравственных основаниях политики /
О. Гаман-Голутвина // Вестник аналитики. – 2005. – № 2.

Кравченко, И.И. Политика и мораль / И.И. Кравченко // Вопросы философии. – 1995. – № 3.

Курскова, Г.В. Политический феномен власти / Г.В. Курскова // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1.

Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Политические исследования. – 2000. – № 1.

Ледяев, В.Г. Формы власти: типологический анализ / В.Г. Ледяев // Политические исследования. – 2000. – № 2.

Межуев, В.М. Насилие и свобода в политическом контексте / В.М. Межуев // Политические исследования. – 2004. – № 3.

Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1995.

Скакунов, Э.И. Природа политического насилия / Э.И. Скакунов // Социологические исследования. – 2001. – № 11.

Скиперских, А.В. Персонифицированная легитимность / А.В. Скиперских // Свободная мысль. – 2005. – № 8.

Сулимов, К.А. Политико-философское понимание политического насилия: поиски смысла / К.А. Сулимов // Политические исследования. – 2004. – № 3.

Сытин, С.В. Морально-политическая проблематика в отечественной философско-политической литературе/ С.В. Сытин // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 5.

1. Формы власти.

2. Политика и мораль.

3. Насилие и ненасилие в политике.

4. Персонифицированная легитимность.

 

 

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

 

1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции.

2. Типы политических систем.

3. Политические режимы:

а) тоталитарный политический режим;

б) авторитарный политический режим;

в) демократический политический режим.

1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции

 

Термин «политическая система» имеет два значения:

1. Политическая система – это любое политическое явление, рассмотренное как совокупность взаимосвязанных элементов, с точки зрения системного подхода. Политической системой может быть государство, партия, политическая культура и т.п.

2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.

В данном случае термин «политическая система» будет использоваться в его втором значении.

Основными компонентами политической системы являются:

1) институциональный(государство, политические партии, социально-экономические и другие общественные организации, СМИ, церковь, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) нормативно-регулятивный – политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политическую жизнь;

3) функциональный (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способы и методы осуществления власти);

4) информационно-коммуникативный, охватывающий всевозможные формы взаимодействий как внутри политической системы, например, между партиями и государством, так и между политической и экономической подсистемами, а также между политической системами разных стран;

5) политического сознания (идеология, политическая психология, политическая социализация личности).

Функции политической системы – это, по существу, функции политики. Они были рассмотрены в предыдущей лекции. При более подробном анализе этих функций можно опереться на идеи американского политолога Г. Алмонда. Вслед за Д. Истоном он разделил функции политической системы на функции при «входе» и при «выходе», однако при этом уточнил их содержание и распределил их между различными элементами политической системы.

«Входные функции» осуществляют негосударственные организации: политические партии, независимые СМИ, группы интересов. К функциям на «входе» относятся:

- политическая социализация–процесс освоения политики как особой сферы деятельности;

- политическое рекрутирование – заполнение ролей в политической системе (выборщик, депутат, министр, президент и т.п.);

- артикулирование интересов – выражение интересов различных слоев населения; этим заняты группы интересов;

- агрегирование интересов– обобщение, систематизация интересов, оформление их в заявления, программы, законодательные инициативы; эту функцию выполняют, в основном, политические партии;

- политическая коммуникация – обеспечение связи, обмена информацией между элементами политической системы и средой, т.е. обществом в целом; этим, прежде всего, заняты СМИ.

«Выходные функции» осуществляют государственные структуры. Это следующие функции:

- нормотворчество – выработка законов, общих целей и стратегии их достижения;

- применение правил и норм;

- контроль над соблюдением правил и норм;

Две последние функции выражаются в повседневной практической деятельности государства по реализации общих целей и обеспечению должного порядка.

Объектами управления политической системы являются общество и его сферы, отрасли экономики и культуры, регионы, социальные общности, а также процессы их развития. Для этого политической системой осуществляются основные функции управленческого цикла: обрабатывается и используется информация, делаются прогнозы, составляются планы, принимаются и реализуются постановления, решаются кадровые вопросы, осуществляется контроль.

Эффективность политической системы определяется успешным выполнением ею своих функций, когда она способствует интеграции и развитию общества.

 

 

Многообразие конкретных обществ предопределяет многообразие их политических систем. Нет двух реальных политических систем, полностью совпадающих друг с другом. Однако у них имеются общие черты, что позволяет эти конкретные политические системы описывать, сравнивать, классифицировать с помощью различных типологий политических систем.

Тип политической системы – это идеальная теоретическая модель, где представлены в обобщенном виде какие-то важные для исследователя свойства политических систем.

Типология политических систем имеет разные критерии и подходы, поэтому отличается многообразием. В качестве критериев могут выступать: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная, принадлежность и др.

Марксисты опирались на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно в историческом плане выделяли рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.

В зависимости от культуры общества, которая отражена в формах организации власти, говорят об англо-американском, континентально-европейском (отличающемся сильной ролью государства), восточно-азиатском (отличающемся определенной совокупностью политических норм, основанных на морали и философии конфуцианства) и т.п. типах политической системы.

Политологи нередко осуществляют типологизацию политических систем, которая основывается на таких ее признаках, как соотношение различных ветвей и институтов власти и территориальное устройство государства. В соответствии с первым признаком современные политические системы делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские). Согласно второму признаку политические системы дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Широкую известность получила типология современных политических систем, базирующихся на учете практики формирования правительства политическими партиями. При таком подходе выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные политические системы.

В зависимости от степени развитости различают политические системы традиционные и модернизированные. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении назревших структурных изменений. Традиционные системы отличаются также слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обновления власти. Модернизированные системы современности, наоборот, провозглашают в качестве своей основной цели модернизацию важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. При этом ставятся задачи по сглаживанию глубоких социальных контрастов, противоречий между элитой и массами.

Близки к модернизированным системам системы трансформирующиеся. Такие системы динамичны, ориентированы на проведение реформ. Исходя из этого, современную Россию можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.

Упрощенным вариантом предыдущей типологии является типология, когда говорят о таких двух типах политической системы, как тип политической системы традиционного (рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического) и современного общества. Если политическая система традиционного общества сравнительно проста, то политическая система современного общества отличается дифференцированностью, многообразием элементов и связей между ними.

Политические системы бывают открытыми, имеющими динамичную структуру и широкое взаимодействие с обществом в целом, и закрытыми – с жестоко фиксированной структурой и слабыми контактами с внешним окружением, они не поддаются влиянию извне, слабо реагируют на сигналы социальной среды. Закрытые политические системы характерны для развивающихся стран.

В зависимости от централизации власти выделяют централизованнуюи децентрализованную политические системы. В демократических системах власть разделена и рассредоточена, децентрализована, в автократических – централизована, сконцентрирована в руках одного субъекта.

На основе использования разных критериев исследователями выделяется также конкурентная, полуконкурентная, авторитарная, диктаторская, олигархическая, косвенно-представительная, прямая представительная и др. системы.

Возможны и другие типологии политических систем.

Однако наиболее известна типология по политическому режиму. В соответствии с этим выделяют тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.