Инверсионность – возможность смены позиций в отношениях власти субъектов (А и Б меняются местами).

 

Способы оказания влияния. Есть силовое давление, если мягкое (например, информационное влияние – манипуляция). Мягкая власть может быть более эффективной, чем сильной, просто она осуществляется иными методами влияния или воздействия.

В рамках релиционстского подхода не любое изменение отношения рассматривается как следствие изменения ресурсов (как-то так). Например, отношения власти могут измениться из-за смены погоды (настроение поменяется). Но ПС не изучает это.

Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на другого (Б) и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление со стороны Б, то можно утверждать, что мы имеем отношения власти.

Как далеко человек может зайти в достижении целей при использовании силового воздействия? Был эксперимент Милл Грамма. Собрали студентов и протестировали, проверили, какую боль они могут причинить ради людей. Средние были (мы готовы причинить силовое воздействие, если надо, но в целом будем воздействовать другими методами и способами). Потом им сказали: проверяем память, вы учителя, у ваших учеников список слов, будет время, чтобы запомнить парность слов, ваша задача – побуждать этих людей не ошибаться. Учитель может просить вспомнить, может оказать воздействие током. Перед студентом был пульт. Была иллюзия того, что студент действительно причинял боль. Короче, смотрели, кто может из нормальных студентов (кто не оказывал агрессию) дойдёт до максимума (450). 65 % дошли до максимума! Когда организатора не было в комнате («ну надо воздействовать»), т.е. студент сам принимает решение, увеличивать ли мощность, то всего 21 % был (т.е. меньше).

Т.о., когда человек в ситуации, когда может властвовать, воздействовать, он меняется. И это изменение идёт часто в русле его желании воздействовать на других. Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – это отражение результатов этого психологического эксперимента.

 

Есть особый вид власти – политическая власть. И мы будем изучать именно её.

Специфика полит. власть. Единого определения нет. Есть 2 подхода.

1 подход. Полит. власть – это властные отношения, возникающие в сфере политики. Т.е. базовым является определение политики (а с этим тоже есть трудности).

2 подход. Полит. власть отличается своеобразным масштабом. Специфика этого подхода власть – одно из базовых понятий, из которых можно понять, что такое политика. Политика – сфера, где идёт осуществление власти и идёт борьба за власть. Эта власть отличается ещё и тем, что она существует в т.ч. благодаря механизму, с помощью которого достигается это подчинение.

 

Институализация означает, что начинают появляться устойчивые статусные ролевые группы. 1 признак – появление, устойчивых, ролевых групп, выполняющих определённые функции по взаимодействии. Это взаимодействие можно представить как взаимодействие конкретных, предположим, Андрея и Игоря (А и Б). Что означает появление статусных ролевых групп? В обществе постепенно начинают формироваться представления о некоторых группах, вхождение в которую (а не личные качества) даёт возможность человеку господствовать, оказывать влияние, властвовать. В племенах у вождя особые атрибуты (раскраска, перья). На ранних этапах чтобы показать, чем отличается одна статусная группа от другой, требовались символические элементы). Но это символическое обозначение положения человека в иерархии и формировало эти статусные группы. Не важно, кто конкретно выполняет функцию властвования, важно, какая раскраска и размер перьев.

Появление статусно-ролевых групп закреплено в логике властных отношений. Из обычного взаимодействия вырастает взаимодействия, в основе которого лежит нормативный порядок, закрепляющий за некой группой право командовать.

Если есть нормативный порядок, есть и механизм санкций. Этот механизм санкций в рамках поддержания полит. власти является особым. Цель санкции – поддержание власти и порядка в обществе, подчинения власти. Парадокс в том, что постепенно такой порядок начинает опривычиваться, люди постепенно привыкают в этим нормам, правилам, разделению на правителей и управляемых. Постепенно происходит процесс институционализации. Сначала этот процесс был обычным. Сначала были отношения. Потом появились нормы, Нормы начинают предписывать людям следовать модели поведения.

Бисмарк был в России. В саду увидел часового, что его удивило. Зачем, там же ничего нет. Никто не смог объяснить. Но один старец рассказал: императрица давно велела поставить часового, чтобы никто не затоптал подснежник красивый. Подснежник вырос, императрица умерла, а часового по-прежнему ставили. Тут логика явления этого, нормы начинают восприниматься как естественное, само собой разумеющееся.

Непонятно, какие были интересы у людей, что вводили эти нормы. Но повторяемость действий, закрепление их ввело определённый нормативный порядок. Институционализация – это создание такого нормативного порядка. Главный итог – создание устойчивого механизма, обеспечивающее постоянное производство полит. власти в обществе. Правители приходят и уходят, но власть остаётся, властные отношения воспроизводятся. В этом причина появление атрибутивно-субстанционального подхода. Власть начинает восприниматься как извечно существующее. Власть в результате деперсонализируется, становится неважно, кто сейчас власть осуществляется, важнее то, какой нормативный порядок эти отношения власти воспроизводят. Власть стала привычной, необходимым атрибутом общества.

Есть ли в обществе не институционализированные отношения власти (НИОВ)? Да. НИОВ возникают в конкретной ситуации в силу ряда преимуществ. Там главная опора – статусные ресурсы власти. Тут же – опора на другие виды ресурсов, в т.ч. на силовые. НИОВ – та власть, когда не соблюдаются нормы. Процесс институционализации – это определение коридора, в рамках которого А может оказывать влияние на Б. Выход за пределы этого коридора. В кризисы, катастрофы у власти есть желание выйти за пределы коридора. Потому что это требует конкретная ситуация. И есть риск того, что чрезвычайные меры становятся нормативными (в результате строй становится авторитарным, например).

Есть ещё один вид НИОВ в современном обществе. Серые кардиналы – люди, не обладающие по статусу ресурсами для власти, но они заняли такое место в системе властных отношений, когда они могут оказывать влияние на первых лиц государств. Влияние возникает в силу особого положения фигуры со стороны первого лица государства. Эти серые кардиналы могут определять судьбы народов через такую логику влияния, воздействия. Возникает параллельная система власти.

В обществе всегда есть НИОВ! Институционализация – процесс подвижный. Нормы, определяющие взаимодействие субъекта и объекта власти, исторически могут меняться (давать больше прав объекту, менять полномочия президента и т.д.). Но главный признак институционализации остаётся – появление нормативных порядков, закрепляющие логику власти.

Обладание определённым статусом может повлиять и на самих людей. Ещё один эксперимент. В его рамках студенты становится либо арестантами, либо надзирателями. Сначала относились со смешком. Арестанты шутили, надзиратели тоже. Но через несколько дней стали происходить изменения. Если человек принимает на себя определённую роль, но начинает действовать в соответствии с ролью. Надзиратели стали более жёсткими (перестали каждый раз выполнять просьбу приносить воду). Арестанты стали меньше шутить в отношении надзирателей. Инициаторы эксперимент прервали, потому что надзиратели так вошли в роль, что начали издеваться над арестантами, хотя несколько дней назад они относились к группе студентов.

В этом институционализация и проявляется.

 

Дифференциация полит. власти. Это процесс естественный. Его смысл в том, что по мере развития общества сама власть становится более сложной. Например, возьмём функцию гос-ва и полит. власти перераспределения. Эту функцию в обществе на стадии первых стадий развитий занимался тот, кто собирал дань. Появляется институт налогообложения, бюджета государства, т.е. механизм становится более сложным.

Это процесс появления новых институтов внутри политики. Раньше мы говорили об институционализации как о процессе появления нормативных порядков, которые определяли власть, то сейчас мы говорим о том, что тот процесс одновременно проходил в результате осложнения власти. В результате существует комплекс институтов (избирательного права, гражданства, полит. партий и т.д.).

Например, борьба за всеобщее избирательное право длилось 100 лет (с середины 19 в. до середины 20 в.). Эти действия были связаны с попыткой конструирования полит. институтов.

 

Полит. институт – это устойчивый, самовоспроизводящийся вид социального отношения, регулирующий определённый сегмент политических властных отношений в обществе. Например, институт парламентаризма регулирует процессы, связанные с формированием, законотворчеством, представительством интересов.

Институты обладают тем, что позволяет им быть устойчивыми. Атрибуты институтов:

- наличие нормативного порядка;

- наличие статусных ролевых групп, которые вовлекаются в это взаимодействие;

- наличие механизма санкций, без которого невозможен нормативный порядок;

- уровень легитимности.

 

В ПС есть 2 понятия, по своему содержанию часто почему-то: институт и организация.

Институт– это некий нормативный порядок, регулирующий тот или иной тип отношений. Например, институт полит. партий – как могут возникать партии, чем могут заниматься. В рамках этого института возникает сами полит. партии. Партия в социологическом смысле слова – это организации.

Организация – это группа, создаваемая для решения определённых задач, которые функционируют благодаря наличию определённых формальных норм (в любой партии есть устав), поэтому организация – это, прежде всего, определённая группа со своим нормативным порядком. Организация создаётся внутри института. С помощью этих организаций институт и сохраняется, продолжает функционировать.

Следствием процесса дифференциация полит. власти стало то, что полит. власть в современном обществе не сводима к той простой формуле (А и Б). В результате возникло много центров принятия решения: парламент, исполнительные органы, судебные, другие вмешиваются и т.д. Возникает взаимозависимость субъектов, которые принимают эти решения. В результате дифференциации возникает ощущение рассредоточения власти, т.е. власть не в одних руках, центров принятия решения становится много.

В рамках науки рассредоточение власти описывается через полномочия субъектов.

 

28 февраля 2012 г.

 

Продолжаем про полит. власть. Мы говорили о том, что полит. власть переживает: институциализация и дифференциации. Процессы эти взаимосвязаны. Результат первого – появление значительного количества полит. институтов.

 

Тема. Функции полит. институтов

 

Есть такие функции, которые считаются в обществе общепризнанными, например, институт парламентаризма (функция законотворчества, представительства интересов).

Явные функции полит. институтов – это функции, которые являются очевидными в силу того, что они чаще всего бывают прописаны в нормативных документах либо они являются очевидными (люди ожидают именно от этих институтов соответствующих функций).

Американец Роберт Мёртон обратил внимание на то, что реальная роль институтов никогда не ограничивается формально признанными функциями. Значение института всегда оказывается шире и выходит за рамки декларируемых целей. Вывод делается в т.ч. на основе наблюдений. В одном племени (он наблюдал) был ритуал вызывания дождя. В засушливый период выполняют ритуальные действия – пляски там всякие, веря в том, что это вызовет дождь. Мёртон говорит, что есть функция у этого ритуала – вызывание дождя, и все об этом знает. Но есть функция, которая тоже реально существует, но не все это понимают – в ходе ритуальных действий люди сближаются, это функция обеспечения сплочённости. Но об этой функции кто-то догадывает, кто-то знает, но в официальных нормах эти функции не прописываются. Это латентные функции.

Латентные (скрытые) функции – те, которые не зафиксированы в рамках документов. Но они присуще в т.ч. полит. институтам.

Пример. Парламентаризм: законотворчество и представление интересов. Но при этом понятно, что парламентарии часто используют трибуну в качестве саморекламы, чтобы напомнить о себе, потому что они избираются на срок, и ему хочется переизбраться. Такого рода действия важны и для партии, и для социальных слоёв определённых. Такие функции нигде не декларируются, но они существуют.

В чём причины возникновения латентных функций? 2 причины.

1 причина связана со спецификой функционирования любого института. В рамках нормативного порядка неизбежно появляется группа, ориентированная на выполнение правил, которые определены нормативного порядка. Например, есть институт гос. службы. В рамках порядка возникает группа специальная – бюрократия. И люди, которые воспроизводят нормативный порядок, неизбежно будут пытаться в рамках института устанавливать какие-то свои неформальные нормы регулирования. Результат – взаимные ожидания, особые интересы, начинает складываться ситуация, когда группа транслирует обществу нормы соответствующие. Например, гос. бюрократия ориентируется не на общественные нужды, а на выборных политиков, потому что от них зависит продвижение гос. чиновников по службе, хотя в законе говорится об общественных нуждах. Ещё пример – бюрократия пытается выбить как можно больше денег на своё ведомство. И вот латентная функция – институт гос. службы ориентируется на себя.

2 причина – многофакторность человеческого поведения. Люди ориентируются в своих действиях не только на сложившиеся нормы, но и на ожидания, которые возникают в конкретной ситуации, а также на личные интересы. И латентность возникает, когда ориентация на личные интересы или интересы группы начинают доминировать над общественными интересами.