Геодезический контроль установки в проектное положение строительных конструкций – колонн, балок, плит перекрытий, балок и ферм покрытий и т.п.

Технологические схемы геодезического контроля установки в проектное положение некоторых видов строительных конструкций и технологического оборудования. ГК установки в проектное положение фундаментов заводского изготовления, монолитных фундаментов под оборудование и каркасы зданий.

Таблица П.3.5

Методы и средства проектирования по вертикали, измерений кренов и

наклонов конструкций сооружений и оборудования

  Средняя квадратическая погрешность измерений, предельный параметр
Методы и средства измерений крен и передача осей на верхние горизонты только приращения крена
3.2. С использованием приборов вертикального проектирования (ГОСТ 22550-81):   3.2.1. Технические, ЦО-30 и равноточ-ные   3.2.2. Точные «Зенит ОЦП», «Надир ОЦП», WILD ZNL и им равноточные   3.2.3. Высокоточные ОПП, PZL. WILD ZL, WILD NL и им равноточные     1:5000, 1:10000 до 10 – 20 м   1:30000 – 1:60000 до 100 м   1:100000-1:200000 до 200 м        

 

 

После выноса и закрепления основных осей здания производится разработка котлована для устройства фундаментов под оборудование и фундаментов под колонны и стены здания.

Если по проекту фундаменты под конструкции по весу не превосходят 10 т, то их как правило изготавливают на заводах железобетонных конструкций, как и сами колонны, балки, фермы и др. строительные элементы. Если фуддаменты по весу более 10 т, то фундаменты изготавливаются на месте в специально изготовленной опалубке.

В обеих случаях котлован должн быть подготовлено в соответствии с проектом. Для этого необходимо на местности разбить от основных осей проекцию контура котлована, наметить бровки откосов, передать на дно котлована проектную отметку и проверить планировку дна и откосов. Для этого дно котлована нивелируют нивелируют по квадратам или поперечникам и бульдозером делают окончательную зачистку дна.

Далее вокруг котлована от точек закрепления основных осей производят детальную разбивку осей фундаментов колонн, стен, оборудования и эти точки закрепляют на обноске или специальными центрами и скобами на бетоне.

При установке сборных фундаментов на обноске от детальных осей фундамента намечают габаритные смещенные оси с обеих сторон котлована. С помощью осевой проволоки и отвеса от этих осей вбивают в грунт штыри, которые будут являться фиксаторами боковых граней фундамента. С помощью крана и монтажного инвентаря монтажники производят установку фундамента по закрепленным штырям. Такой полупринудительный метод монтажа позволяет добиваться необходимой точности, заданной СНиПом на монтажные работы. После установки каждого фундамента производят проверку фундамента по детальным осям и отметке с помощью теодолита и нивелира. Если результаты проверки покажут недопустимые отклонения от проектного положения, производят перемонтаж элемента

 

 


Вынос проектной отметки дна стакана производится по схеме

 

 

 


ГИверхрп+а, ГИниж=ГИверх-h, b=ГИнижпр

 

При возведении фундамента из монолитного железобетона на дно котлована укладывают слой щебенки и на этой подготовке устраивают опалубку, представляющую собою как бы форму будущего фундамента.

В эту форму устанавливают и сваривают арматуру и закладные части и затем заливают ее бетоном. Внутренняя часть опалубки должна быть построена таким образом, чтобы возводимое сооружение и его отдельные части по своим размерам, плановому и высотному положению в точности соответствовали проекту.

При построении опалубки используют оси, закрепленные на обноске. Так как для опалубки допустимые отклонения от проекта могут составлять 5-10 мм, то обычно в качестве осей используют тонкую монтажную проволоку, соединяющую одноименные точки на противоположных сторонах обноски. По отвесу эти оси проектируют на отдельные части строящейся опалубки и монтируемой арматуры. По отметке установка опалубки осуществляется аналогично установке в проектное положение сборных конструкций.

При построении опалубки фундаментов особое внимание обращают на правильную установку в плане и по высоте всех закладных деталей и в первую очередь анкерных устройств (анкерных болтов и плит, пробок для колодцев) служащих для закрепления металлоконструкций и оборудования, а в зданиях из железобетонных конструкций – на точную разбивку стаканов для установки железобетонных колонн.

Анкерные устройства устанавливают от осей фундамента, которые для этого выносят теодолитом на верх опалубки и закрепляют там

Для облегчения работы по выверке анкерных болтов используют различные шаблоны – монтажные кондуктора – специальное рамное приспособление

В процессе бетонирования фундамента дополнительно закладывают в него ряд плановых и высотных геодезических знаков, необходимых для монтажных работ и для наблюдений за осадками сооружения.

 

Методы и точность выполнения измерений при установке конструкций должны обеспечивать расположение их согласно проекту с отклонениями, не превышающими установленных допусков на монтаж. СКП разбивочных работ или контрольных измерений при установке конструкций не должна превышать 17% предельного отклонения в положении этих конструкций.

Монтаж конструкций производят по утвержденному проекту производства работ, в котором должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие требуемую точность монтажа, пространственную неизменяемость конструкций в процессе их укрупнительной сборки и установки в проектное положение, устойчивость здания или сооружения.

Применяемые в практике строительства методы монтажа металлических и железобетонных конструкций подразделяют на свободный и ограниченно свободный.

При свободном методе монтажа положение устанавливаемого элемента объективно ничем не ограничивается и точность сборки полностью зависит от качества работы монтажников и простого монтажного оснащения для приведения поднятой краном или лебедкой конструкции в проектное положение – ломик, кувалда, клин, оттяжка и т.п. Этот метод монтажа является основным, так как не требует больших затрат на оснастку. При свободном монтаже каждый элемент устанавливают самостоятельно, а для выверки используют нанесенные на гранях элемента монтажные риски.

Ограниченно свободный монтаж основан на принципе ограничения движения в одном или нескольких направлениях сборного элемента в последней стадии его установки в пределах заданного допуска. Для этого используют ограничивающие устройства в виде фиксаторов, шаблонов, линейных или угловых упоров. При этом отпадает необходимость многих измерениях, призванных обеспечить требуемую точность положения элементов.

Обеспечение точности при ограниченно свободном монтаже достигается за счет повышения:

- качества труда монтажников,

- точности монтажного оснащения,

- точности изготовления изделий, особенно положения закладных фиксаторов, характеризующих качество сопряжения сборных элементов.

 

22. ГК средств технического оснащения зданий и сооружений и их направляющих путей – грузоподъемных кранов, грузовых лифтов, затворов гидротехнических сооружений и т.п.

Для выполнения некоторых технологических процессов производства, а также перемещения грузов и людей, проектные решения многих производственных зданий и сооружений промышленных предприятий содержат средства технического оснащения - грузоподъемные лифты и пассажирские подъемники в сборе с направляющими путями, эскалаторы с направляющими путями и поддерживающими металлоконструкциями, затворы гидротехнических сооружений с направляющими, грузоподъемные краны и механизмы с подкрановыми конструкциями.

Лифты и подъемники необходимы при эксплуатации объектов с большим перепадом высот. Они используются для перемещения небольших грузов до 2 т и персонала при обслуживании и ремонте оборудования и строительных конструкций. Их устраивают на высоконапорных плотинах, многоэтажных производственных и вспомогательных зданиях, высоких многоствольных дымовых трубах ТЭС и т.п.

Эскалаторы (тоннельные и поэтажные) служат для перемещения большого потока людей и грузов. Их устраивают в метро и аэропортах, крупных зданиях с большим количеством работающего персонала и т.п.

Затворы, и особенно их самый распространенный вид – плоские скользящие затворы, служат для регулирования пропуска воды водосбросными плотинами, перекрытия камер шлюзов, перекрытия турбинных водоводов и т.п.

Грузоподъемные краны и механизмы являются самыми распространенными средствами технического оснащения зданий и сооружений промышленных предприятий. Если тали и лебедки используют в большей степени при монтаже легких конструкций и деталей оборудования, то краны используют практически повсеместно как при сборочных и монтажных работах в процессе строительства, так и при ремонтных работах в процессе эксплуатации. Некоторые виды кранов используют в технологических циклах производства.

Все названные выше средства технического оснащения зданий и сооружений передвигаются по направляющим путям. Безопасность работы и нормальные условия эксплуатации средств технического оснащения зависят в значительной мере от геометрии направляющих путей.

Контроль за состоянием направляющих путей и самими средствами оснащения сооружений осуществляется геодезическими методами и средствами измерений.

Как сказано в работе [77], из всего разнообразия геодезических работ, связанных с контролем средств технического оснащения зданий, самое широкое распространение в практике эксплуатации сооружений получили геодезические работы по контролю подкрановых путей мостовых кранов, как наиболее распространенных средств технического оснащения промышленных зданий и сооружений.

Согласно «Правил Госгортехнадзора» [109], а также ведомственных МУ 34-70-116-85 [96] должны контролироваться следующие диагностические признаки:

1) разность отметок рельсов в одном разрезе пролета здания с допустимой величиной:

2) разность отметок рельсов на соседних колоннах с допустимой величиной при расстоянии между ними:


3) отклонение расстояний между осями рельсов от проектного значения с допустимой величиной

4) смещение оси рельса с оси подкрановой балки с допустимой величиной

5) отклонение оси рельса от прямой на участке 40 м с допустимой величиной

6) взаимное смещение торцов смежных рельсов по высоте и в плане с допустимой величиной

7) относительный прогиб железобетонных подкрановых балок для электрических кранов

Кроме названных выше диагностических признаков, для составления в дальнейшем качественного проекта рихтовки путей и дальнейшего контроля его выполнения, следует производить дополнительные измерения следующих параметров:

1) расстояний от оси рельса до грани колонны – по всем поперечным осям цеха;

2) боковых габаритов кранов;

3) пролетов кранов;

4) зазоров между верхом тележки кранов и фермами по центру пролетов.

Высотная исполнительная съемка путей в зависимости от их протяженности и пролета цеха может производиться по различным схемам [11, 77 и др.]. В схеме веерообразного нивелирования нивелир устанавливают на мосте мостового крана (рис. 7.2). В такой схеме пути разбиваются на съемочные участки длиной не более 100 м. Нивелир устанавливается без штатива или на малом штативе на верхнюю металлическую полку моста крана. В этом случае под перекрытием цеха в горизонтальной плоскости, описываемой нивелирным лучом, будет создана видимость по всем направлениям съемки, обеспечена наибольшая безопасность исполнителя и примерно одинаковые длины визирных лучей до одноименных съемочных точек в поперечном разрезе здания, а следовательно, и наименьших ошибок за угол i нивелира. Так как высота луча над головками рельса будет не более 3 м, следует применить шашечные рейки длиной 3 м и снабженные круглым уровнем для установки их в вертикальное положение.

 

Относи- тельные отметки по ряду “Б” Отсче-ты по рейке, 2-й участ. Отсче-ты по рейке, 1-й участ. Но-ме-ра осей Схема ниве-лирования путей   Б А   Уч.2   Связ. точки     Уч.1   Б А Отсче-ты по рейке, 1-й участ. Отсчеты по рейке, 2-й участ. Относительные отметки по ряду “А”
+ 5     + 3
+ 13       - 7
+ 22     - 3
+ 24       + 3
+ 24     + 17
+ 19 связ. + 8
+ 13     + 8
+ 3      
+ 5     - 6
+ 15     туп.  

Плановая исполнительная съемка путей в зависимости от их протяженности и пролета цеха может производиться по различным схемам [11, 77 и др.]. Наиболее простой и часто применяемой в производстве при небольшой протяженности цехов является схема (рис. 7.4), в которой все геометрические параметры планового положения путей измеряются раздельно.

По ряду “Б” Схема измерений По ряду “А”
Смещение оси рельса с оси балки, , мм Рассто-яние от оси рельса до гра-ни ко-лонны, , мм Откло-нение рельса от створа, , мм     Оси   Измеренные расстояния между осями рельсов, мм   Ряд Б Ряд А Откло-нение рельса от створа, , мм Рассто-яние от оси рельса до гра-ни ко-лонны, , мм Сме-щение оси рельса с оси балки, , мм
 
 
 


      х х                             y 42512   Съемочные оси по рядам Б А      
                       
               
                     
             
                     
      3б   3а      
                       
             
            Туп.              

 

 

 

 


23. Технологические схемы ГК установки и выверки узлов и деталей котельных агрегатов ТЭС, турбоагрегатов ТЭС и АЭС, реакторов АЭС, гидроагрегатов ГЭС (в билет не включать, Так как студенты их в глаза не видели, для них это сложно – дать только общие понятия)