Система государственного управления интеллектуальной собственностью. Патентное ведомство

Роль государства в области авторского права и смежных прав

Роль государства в области авторского права и смежных прав.

План

9.2 Система государственного управления интеллектуальной собственностью. Патентное ведомство.

9.3 Международные организации в области управления интеллектуальной собственностью.

9.4. Рационализаторское предложение.

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Современное право принципиально воздерживается от вмешательства во "внутреннюю жизнь" личности так же, как и от вторжения в сферу интимных отношений между людьми: "право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным". Пока мысль не выражена, она для права просто не существует. Нельзя заставить человека мыслить, творить. Можно лишь создать такие условия, чтобы возникла возможность мышления, творчества. Без определенных условий такая возможность появиться не может. Но сам процесс творчества всегда остается за пределами действия правовых норм. "Право бессильно устанавливать границы в духовном производстве", - писал Гегель.

Но как только результат творчества приобретает объективную форму, вступают в действие нормы права, "обеспечивающие общественное признание этого результата, устанавливающие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его творца". Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Так, обязательным основанием для предоставления авторско-правовой охраны является внешнее выражение "замысла" автора в той или иной объективной форме. При этом не имеет значения, зафиксированы ли идея, образ, мысль на материальном носителе или просто оглашены "в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. До тех пор, пока замысел автора не стал доступен для восприятия других людей, объекта охраны просто не существует.

Именно объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности может участвовать в экономическом обороте, становиться товаром, функционировать на рынке. Такой объект должен и может быть защищен государством, обществом, правом.

Авторское право в своей основе является юридическим выражением осознания государством важности сохранения культуры для сохранения и развития общества. Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельности непосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека. Однако необходимо учитывать "двойственную реальность", характерную для авторского права, - не только культурную ("духовную"), но и экономическую. Необходимо считаться не только с "моральными соображениями", но и с политическими факторами, социальными проблемами, смотреть на каждое явление не только с юридической стороны, воспринимать действительность такой, какова она есть, а не такой, какова она могла бы быть. Юриспруденция, как медицина и политика, начинается с запрета на употребление фразы: "Я хочу добра, я не хочу того, что существует". Если политика - это искусство возможного, то право - это наука необходимого. Для современности характерно не только усиление защиты личных неимущественных ("моральных") авторских прав, но и одновременно дальнейшая "коммерциализация" имущественных ("экономических") прав.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров). Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, "уязвимость" их позиций в качестве субъектов рыночных отношений. Большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

Так, Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" исходит из того, что размер авторского вознаграждения определяется сторонами самостоятельно, однако Правительству РБ предоставлено право устанавливать минимальные его ставки, играющие роль определенных социальных гарантий. Конкретный размер вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав определяется в договоре, заключаемом между правообладателем и пользователем, либо в лицензионном соглашении между пользователем и обществом, осуществляющим коллективное управление имущественными правами обладателей авторских и смежных прав.

Вместе с тем, правовые нормы нельзя основывать на "пожеланиях" какой-либо отдельной категории, группы людей. Все решения государства в этой области должны обсуждаться с авторами, но при этом не должны учитываться только их интересы. Любое решение должно учитывать интересы всех сторон, потому что чье-то право - это всегда чья-то обязанность. Четко определенные ограничения всегда составляют самые существенные условия существования всякой свободы и всякого права. Следует помнить, что "бизнес" не обязан быть "совестливым", "бизнес" должен быть законопослушным. Кто и почему должен платить, кому, за что и сколько? Возможно, следует проявлять большую "открытость", большую искренность в этих "деликатных" вопросах: в конце концов, узнав поближе чужие проблемы, каждый будет спокойнее относиться к своим собственным. Необходимо, используя "искусство диалога", находить в каждом случае "уравновешенные" решения. Авторское право было, есть и всегда будет определенной "суммой компромиссов", достигнутых в ходе долгого и трудного поиска.

Именно государство призвано поддерживать "неустойчивое равновесие" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции. Государство, охраняя "скорлупу собственности" может и должно способствовать созданию условий для занятия творческим трудом, интеллектуальному расцвету. Законодательная функция государства позволяет обеспечить развитие нормативно-правовой базы, призванной служить надежной "юридической оболочкой" для соответствующих отношений. Правовыми нормами, составляющими институт авторского права и смежных прав, регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином правовом институте двух указанных групп норм объясняется зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом.

В Беларуси к настоящему времени создана в основном правовая база для охраны авторских и смежных прав. В то же время отсутствие полноценной систематизации приводит к "усложненности" действующего законодательства, содержащего очень сложные по своей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав, исключений из них, а в ряде случаев еще и исключения из этих исключений. "Пиратство" составляет единую проблему во всех областях интеллектуальной собственности. "Веянием современности" является универсализация охраны разных видов интеллектуальной собственности. Комплексная регламентация разных видов интеллектуальной собственности предусматривается в Соглашении ТРИПС. По этому пути, как представляется, должна идти и Беларусь.

Государственный уровень управления. Система управ­ления на государственном уровне включает государст­венные органы, такие как ведомство промышленной собственности (патентное ведомство), негосударственные органы, такие как агентства патентных поверенных и особые структуры в судебных органах. В Республике Беларусь в эту систему входят Национальный центр интеллектуальной собственности при Государственном комитете по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь (НЦИС), Судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда РБ, Белорусское авторское общество, Ассоциация патентных поверенных и другие структуры.

На НЦИС возлагаются следующие основные задачи в облас­ти охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

• разработка государственной политики в этой области;

• участие в реализации разработанной единой государст­венной политики;

• осуществление контроля за соблюдением законодатель­ства;

• обеспечение охраны прав на объекты интеллектуаль­ной собственности;

• реализация законодательства в области коллективного управления имущественными правами;

• осуществление информационной и издательской деяте­льности;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной соб­ственности;

• осуществление международного сотрудничества, обес­печение выполнения международных обязательств Респуб­лики Беларусь;

• оказание содействия творческим союзам и иным общес­твенным организациям.

НЦИС в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции по управлению объектами интеллектуальной собственности:

• принимает участие в разработке мероприятий по реали­зации государственной политики в области охраны прав на объекты промышленной собственности, объекты авторского права и смежных прав и участвует в их осуществлении;

• обобщает практику применения законодательства в об­ласти охраны прав на объекты интеллектуальной собствен­ности и разрабатывает предложения по его совершенствова­нию, а также по заключению международных договоров Рес­публики Беларусь в этой области;

• разрабатывает и в установленном порядке вносит в Го­сударственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь предложения, в том числе проекты нормативных правовых актов по вопросам, требующим нормативного пра­вового регулирования;

• принимает к рассмотрению заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, осуществляет государственную регистрацию этих объектов и выдает охранныедокументы, ведет соответствующие государственные реестры;

• обеспечивает защиту государственных секретов, содержащихся в заявках на секретные изобретения, полезные мо­дели, промышленные образцы;

• организует в установленном порядке рассмотрение Апелляционным советом жалоб, возражений и заявлений по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности;

• регистрирует лицензионные договоры, договоры уступки, договоры залога прав на объекты интеллектуальной собственности и другие, ведет государственный реестр таких договоров;

• обеспечивает в соответствии с законодательством функционирование коллективного управления имущественными правами авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав;

• организует подготовку специалистов в сфере интеллектуальной собственности;

• осуществляет международное сотрудничество и обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь;

• участвует в разработке предложений по совершенствованию механизма введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, оценки и учета объектов интеллектуальной собственности;

• обеспечивает организацию, проведение научно-исследовательских работ в области охраны и управления интеллектуальной собственностью;

• оказывает физическим и юридическим лицам методи­ческую помощь, информационные, юридические и иные услуги в области охраны и управления интеллектуальной собственностью;

• осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных, контроль за выполнением ими требований, предъявляемых к их деятельности и др.

Для обеспечения взаимодействия министерств, других республиканских органов государственного управления, го­сударственных и иных организаций в целях реализации еди­ной государственной политики в области охраны прав и про­тиводействия нарушениям в сфере интеллектуальной собст­венности постановлением Совета Министров РБ создана Комиссия по обеспечению охраны прав и про­тиводействию нарушениям в сфере интеллектуальной собст­венности при Совете Министров Республики Беларусь, кото­рая является постоянно действующим координационным органом.

Основными задачами Комиссии являются:

• обеспечение эффективного взаимодействия и коорди­нации деятельности республиканских органов государствен­ного управления, государственных и иных организаций при проведении единой государственной политики в области ох­раны прав и противодействия нарушениям в сфере интел­лектуальной собственности;

• разработка предложений по совершенствованию зако­нодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны прав, использования объектов интеллектуальной собственности и противодействия нарушениям в сфере ин­теллектуальной собственности, в том числе в части:

- регулирования отношений, возникающих при созда­нии объектов интеллектуальной собственности (включая объекты, созданные с использованием технологий двойно­го назначения), с привлечением бюджетных средств;

- государственного стимулирования процессов созда­ния, правовой охраны и вовлечения в гражданский обо­рот объектов интеллектуальной собственности;

- международного сотрудничества в сфере интеллекту­альной собственности;

• разработка мер по противодействию незаконному обо­роту объектов интеллектуальной собственности.

Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:

• обеспечивает проведение комплексного анализа ситуа­ции в сфере интеллектуальной собственности в Республике Беларусь, вырабатывает рекомендации по предотвращению и пресечению правонарушений;

• рассматривает предложения министерств, других республиканских органов государственного управления по вопросам охраны прав и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности и вырабатывает меры, обеспечивающие координацию их деятельности в решении указанных вопросов, вносит Правительству Республики Беларусьпредложения:

- по совершенствованию законодательных и иных нор­мативных правовых актов, направленных на обеспече­ние эффективной правовой охраны объектов интеллекту­альной собственности;

- о целесообразности, приоритетности и финансовой поддержке патентования за рубежом объектов промыш­ленной собственности, созданных с использованием средств республиканского бюджета;

- о мерах по предотвращению правонарушений в ука­занной области и противодействию незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности;

- о расширении международного сотрудничества в сфе­ре интеллектуальной собственности;

- об участии Республики Беларусь в международных договорах и др.

Другие органы государственного управления также принимают активное участие в государственном управлении объектами интеллектуальной собственности в соответствии со своей компетенцией.

Корпоративный уровень.Организация в части управ­ления объектами интеллектуальной собственности ре­шает следующие задачи:

• формирование системы общественных, правовых и экономических отношений в вопросах собственности на результаты интеллектуальной деятельности;

• создание «работникам знаний» благоприятных условий для разработки высокоэффективных, имеющих значительную рыночную стоимость объектов интеллектуальной собственности;

• охрана и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности;

• обеспечение защиты прав организации и ее работников в отношениях с третьими лицами и др.

На корпоративном уровне управление объектами интеллектуальной собственности строится, исходя из стратегичес­ких установок и возможностей организации, которая в сфере интеллектуальной собственности в общем случае может пре­следовать три основные цели:

• организацию системы управления портфелем объектов интеллектуальной собственности для извлечения прибыли в условиях рыночной конкуренции;

• установление особых правил функционирования этой системы на всех этапах жизненного цикла объектов интел­лектуальной собственности с учетом специфических особен­ностей данной организации;

• разработка корпоративных правил поведения и взаи­модействия всех участников процесса создания, коммерциа­лизации, капитализации и воспроизводства объектов интел­лектуальной собственности, удовлетворяющих требованиям политики, стратегии и тактики организации.

Роль системы управления объектами интеллектуальной собственности и ее значение в рыночных условиях вытекают из определяющей роли и значения объектов интеллектуаль­ной собственности в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

Патентное ведомство – это государственное учреждение страны, где проводится от имени государства экспертиза заявок на предполагаемые объекты промышленной собственности и которое выносит решение о предоставлении или об отказе в предоставлении правовой охраны заявленному объекту промышленной собственности. В соответствии с условиями Парижской конвенции по охране промышленной собственности:

1. Каждая страна обязуется создать специальную службу по делам промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки.

2. Эта служба издает официальный бюллетень. Она регулярно публикует:

а) фамилии владельцев выданных патентов с кратким наименованием запатентованного изобретения,

б) репродукции зарегистрированных знаков.

В настоящее время в мире насчитывается более 180 Патентных ведомств, осуществляющих регистрацию объектов интеллектуальной собственности.

Без патентной охраны невозможны защита производителя продукции от недобросовестной конкуренции и получение им соответствующей материальной выгоды.

Основными задачами Белгоспатента является:

1. Формирование и проведение единой государственной политики в области правовой охраны объектов промышленной собственности, программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем, а также объектов авторского права;

2. Совершенствование правовой базы в области охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе законотворческой деятельности;

3. Разработка комплекса мер, обеспечивающих введение созданных за счет средств государственного бюджета объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

Патентное ведомство принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, проводит по ним экспертизу, государственную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения, издает патентные правила и разъяснения по применению Патентного закона.