Тема 3. Промышленная собственность

Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства

Субъекты авторских прав

Объекты авторского права

Источники авторского права и смежных прав в Республике Беларусь

Понятие авторского права и смежных прав. Задачи и принципы

Тема 2. Авторское право и смежные права

План

2.1 Понятие авторского права и смежных прав. Задачи и принципы.

2.2 Источники авторского права и смежных прав в Республике Беларусь.

2.3 Объекты авторского права.

2.4 Субъекты авторского права.

2.5 Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства.

 

Авторское право и смежные права в совокупности представляют собой самостоятельный институт гражданского права, нормами которого регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. Все объекты этого института представляют собой нематериальные результаты интеллектуального труда и в зависимости от характера последнего делятся на две большие группы:

– объекты непосредственно авторского права (произведения);

– объекты смежных прав (результаты труда артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания).

Современное авторское право закрепляет за автором:

1.личные неимущественные права ("моральные права"), которые у автора отобрать нельзя:

- право авторства - право признаваться в качестве автора;

- право на имя - право использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем автора, псевдонимом или анонимно;

- право на обнародование - право предоставить публике возможность узнать о существовании произведения; право на обнародование включает в себя также право на отзыв - если автор сочтет необходимым прекратить "хождение" произведения во внешнем по отношению к нему мире, он имеет право (с соблюдением установленных законом условий) отозвать свое произведение, что равносильно полному прекращению его существования;

- право на защиту репутации автора - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;

- ряд других личных неимущественных прав, гораздо более "специфических" (право доступа и пр.).

2.комплекс имущественных прав, позволяющий автору и его правопреемникам контролировать использование произведения, дающий возможность доводить произведения до всеобщего сведения, и при этом получать вознаграждение.

Имущественные права позволяют автору разрешать (получая за это вознаграждение) или не разрешать в отношении его произведений:

· воспроизведение в газетах, журналах, книгах, на пластинках, на компакт-дисках, на видеокассетах, на промышленных изделиях и т.д.;

· распространение экземпляров произведений путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам, прокат произведений, их импорт (ввоз на российскую территорию в любом виде),

· публичный показ (на выставках, в витринах), публичное исполнение (в театрах, концертных залах);

· передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио);

· сообщение для всеобщего сведения по кабелю (сообщение по проводному радио, по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете);

· перевод или переработку произведения (аранжировку музыки, создание сценария по роману, использование фотографии при создании коллажей и т.д.).

Это означает, что почти для любого использования произведения (кроме немногочисленных исключений, существующих в основном в "образовательных" и "информационных" целях) должно быть получено согласие и обладателю авторских прав (автору, его наследнику или иному правопреемнику) должно быть выплачено вознаграждение.

Свои имущественные права автор может использовать не только для получения дохода, но и для запрещения несоответствующего его намерениям и взглядам использования своего произведения. Так, например, кубинский фотограф Альберто Корда, сделавший в 1960 году знаменитую фотографию Че Гевары и всегда разрешавший использовать ее бесплатно, именно на основании своих авторских прав выиграл иск у производителей водки Smirnoff и запретил использовать фотопортрет для рекламы алкоголя.

Для произведений, созданных "в служебном порядке", установлен особый правовой режим: имущественные права на них по общему правилу признаются принадлежащими работодателю (правда, при заключении трудового договора может быть оговорен иной подход), но личные неимущественные права все равно в полном объеме остаются за автором.

Произведения науки, литературы и искусства – всегда результат творческой деятельности автора, в результате которого создается новый объект. Благодаря деятельности субъектов смежных прав произведения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступными широкому кругу лиц, однако сами артисты-исполнители, производители фонограмм и организации вещания новых произведений не создают. Кроме того, если труд исполнителей можно характеризовать как творческий, то деятельность производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания является организационно-технической.

Основанием для объединения авторских и смежных прав в один институт является совпадением взаимных интересов субъектов авторского права и смежных прав. Они заинтересованы в создании качественных произведений и их профессиональном представлении публике. На этой основе между авторами и субъектами смежных прав возникают особые отношения, отличные от складывающихся между авторами и иными пользователями. По аналогии с авторскими смежные права включают в себя некоторые личные неимущественные права, исключительное право на использование объекта смежных прав, а также право на вознаграждение. Поэтому термин «авторское право» часто употребляют в широком смысле, включая в это понятие как положения по охране авторского права в точном смысле этого слова, так и охрану смежных прав.

 

Источниками авторского права и смежных прав являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» в редакции Закона от 11 августа 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», постановления Правительства Республики Беларусь, которыми установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за использования определенных видов произведений. Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», от 16 декабря 2002г., Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 5 февраля 1993г., а также Закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» от 13 апреля 1995г., Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 7 декабря 1998г., Закон Республики Беларусь «О географических указаниях» от 17 июля 2002 года.

Сфера действия авторского права определяется законодательством Республики Беларусь на основе двух критериев – места первого опубликования произведения и гражданства автора. Для предоставления произведению охраны достаточно наличие одного из названных критериев. Если автором произведения является гражданин Республики Беларусь, то такое произведение охраняется независимо от того, в какой стране оно было впервые опубликовано. Если автор не является гражданином Республики Беларусь, то за ним или за его правопреемником авторское право признается на произведения, впервые опубликованные на территории Республики Беларусь либо не опубликованные, но находящиеся на территории Республики Беларусь в какой-либо объективной форме. Если автор является гражданином страны – участницы международных конвенций или договоров по авторскому праву или же произведение было впервые опубликовано в стране, участвующей в этих международных конвенциях или договорах, то таким произведениям охрана предоставляется в соответствии с этими международными документами.

Важнейшим источником авторского права Республи­ки Беларусь является Гражданский кодекс РБ от 7 декабря 1998г., с изменениями и дополнениями от 10 февраля 2003г. Авторскому праву посвящена гл. 61 ГК, в которой определены предмет регулирования, объекты авторского права и смежных прав и сфера действия авторского права и смежных прав.

Также источникам авторского права является Таможенный кодекс Республики Беларусь. В 2001 году был принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь, от 4 декабря 2001г. № 71-з, дополнивший Кодекс главой 28-1 «Особенности таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности».

Основная масса норм, регулирующих отношения по поводу создания произведений, сосредоточена в специальном Законе Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» в редакции Закона Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон с 11 августа 1998 г.). Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», принятый в 1996 году, был существенно переработан в связи с присоединением Республики Беларусь к Договорам ВОИС по авторскому праву и исполнениям, фонограммам.

Источниками авторского права Республики Беларусь являются также:

1) Законы Республики Беларусь, регулирующие в целом общественные отношения, отличные от авторских, не содержащие отдельные правила об использовании некоторых объектов авторского права с учетом их специфики:

• от 26 ноября 1993 г. «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности», в котором определе­ны объекты архитектурной и градостроительной деятель­ности, в том числе и те из них, которые в соответствии с Законом от 11 августа 1998 г. являются произведениями архитектуры и градостроительства (ст. 12);

• от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации», которым определен порядок распространения продукции средств массовой информа­ции (ст. 25) и правила использования в средствах мас­совой информации авторских произведений и писем (ст. 35);

• от 21 октября 1996 г. «О научной деятельности»,

• от 18 февраля 1997 г. «О рекламе», в котором реклама полностью или частично отнесена к объектам авторского или смежных прав (ст. 3);

• от 5 мая 1999 г. «О научно-технической информа­ции»;

• от 10 мая 1999 г. «О геодезической и картографи­ческой деятельности», в котором определено авторское право на геодезическую и картографическую продукцию (ст. 15);

2)постановления Правительства Республики Беларусь, которыми установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за использование отдельных видов произ­ведений. В настоящее время действуют пять таких поста­новлений;

3)международные конвенции, договоры и соглашения, к которым присоединилась Республика Беларусь:

– Бернская конвенция об охране литературных и художе­ственных произведений 1886 г., постоянным членом кото­рой Республика Беларусь является с 12 декабря 1997 г. Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижскому акту от 24 июля 1971 г., измененному 28 сентября 1979 г.)» подписан Президентом Республики Беларусь 14 июля 1997 г.

– Всемирная конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.) о правопреемстве в отношении которой объявлено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении к подписанной 6 сентября 1952 г. в Женеве Всемирной конвенции об авторском праве»;

– Договор Всемирной организации интеллектуалы: собственности по авторскому праву и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятые на дипломатической конференции в Женеве в 1996 г. Оба договора ратифицированы Законами Республики Беларусь от 10 июня 1998 «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву» и «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам». Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция, 1961г.), вступившая в силу на территории Республики Беларусь в 2003г.

 

Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Произведение определяют как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Хотя ученые расходятся во мнении по вопросу определения понятия произведения как объекта авторского права, они приписывают произведенные в этом качестве следующие обязательные признаки:

• оно – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающие возможность трудится, без участия психических сил. Произведение – нематериальный объект;

• произведение должно быть результатом творческое деятельности автора.

Творчество как обязательный признак произведения впервые было прямо названо в п.1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон от 16 мая 1996 г.). Как обязательный признак для предоставления произведению охраны авторс­ким правом творчество названо в п. 1 ст. 992 ГК.

В определении объекта авторского права в п. 1 ст. 5 Закона от 11 августа 1998 г. признак творчества отсутству­ет. Историческое толкование закона дает основания сде­лать вывод, что для признания произведения науки, литературы и искусства объектом авторского права не требуется, чтобы оно было результатом творческой дея­тельности. С этим согласиться нельзя, поскольку в дей­ствующей редакции эта статья значительно расширяет круг охраняемых авторским правом объектов и позволяет признать объектами авторского права, например, расписа­ние движения самолетов и поездов, рецепт на покупку лекарства в аптеке, объекты чисто технического характера, различные каталоги и т.п..

Объект авторского права должен быть выражен в объективной форме. Пока произведение представляет со­бой систему образов, мыслей, идей автора в его созна­нии, пока оно не стало возможным для восприятия дру­гими лицами, иначе говоря, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в пра­вовой охране.

Пунктом 2 ст. 992 ГК предусмотрено, что авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-простран­ственной и других формах.

Законом от 11 августа 1998 г. перестали охраняться произведения, выраженные в устной форме (публично произнесенные, публично исполненные). Это новшество в юридической литературе объясняют решением законодате­ля признать, что устная форма произведения не считается объективной, и его желанием таким образом «повысить уровень охраны авторов устных произведений – речей, лекций, докладов, обращений и т.д.». Гражданский кодекс предоставляет охрану устным произведениям.

В связи с признанием программ для ЭВМ и баз данных объектами авторского права и в силу появившейся возможности с помощью специальных технических средств создавать электронные (цифровые) копии различных произведений на магнитных, оптических (лазерных) носителях в Законе от 11 августа 1998 г. названа новая форма существования произведений - электронная.

2. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Пункт 2 ст. 9 Закона от 11 августа 1998 г. предоставляет обладателю исключительных имущественных прав помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны, который состоит из трех элементов:

• латинской буквы «С» в окружности ©;

• имени (наименования) обладателя исключитель­ных прав;

• года первого опубликования произведения.

Правовой охраной в равной степени пользуются произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Знак охраны авторского права – формальность, которая служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора или иного лица исключи­тельных имущественных прав на произведение.

Не является обязательной и регистрация произведения. Законом от 11 августа 1998 г. право правообладателя на регистрацию произведения или принадлежащих ему исключительных прав не предусмотрено. Однако предус­мотрено использование информации об управлении правами.

Понятие информации об управлении правами и некото­рые другие нормы, связанные с ней, заимствованы из Договора ВОИС по авторскому праву. Это заимствование свидетельствует о том, что Республика Беларусь стремится унифицировать с принятыми во всем мире нормами автор­ского права не только свое законодательство, но и способ учета и хранения информации о субъектах и объектах авторского права и смежных прав, созданных и использу­емых на территории Республики Беларусь.

На сегодняшний день информация об управлении права­ми не используется. Регистрация произведений и объектов смежных прав в соответствующем органе государственного управления не проводится.

В случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказательства того, что имен­но он является создателем данного объекта авторского права. Таким доказательством может являться документ о регистрации произведения у нотариуса.

3. Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их значимость для общества могут быть оценена, когда они объективируются на материальном носителе.

4. Круг охраняемых авторским правом объектов широк. Их перечень, составленный в зависимости от выражения, назначения, способа использования других условий, приведен в ст. 993 ГК Республики Беларусь.

Перечень охраняемых авторским правом объектов интеллектуальной собственности является открытым и допускает изменения и в будущем. Это значит, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется средствами автор­ского права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных в ст. 993 ГК видов произведений.

Примером такого объекта может служить реклама. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав.

Согласно принципу свободы творчества не считается нарушением авторского права использование существую­щего произведения для создания нового, существенно от него отличающегося. В отличие от самостоятельных (неза­висимых) произведений созданные на их основе новые произведения называют производными (зависимыми).

К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсце­нировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Лицо, осуществляющее переработку оригинального произведения, обязано соблюдать права его автора.

Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений.

Действующее законодательство к числу состава относит: антологии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных.

Не все объекты охраняются авторским правом. В числе результатов интеллектуальной деятельности такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К таким результатам относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п.4 ст. 992 ГК).

В числе произведений есть такие, которые исключены из охраны авторским правом прямым указанием закона. Согласно ст. 8 Закона от 11 августа 1998 г., к таким произведениям относятся произведения, срок охраны которых истек, а также официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера) и их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.

Обязательными признаками произведения являются:

1. Произведение – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Это – нематериальный объект.

2.Произведение должно быть результатом творческой деятельности автора. Согласно современной научной доктрине охране авторским правом подлежат лишь те результаты интеллектуальной деятельности, которые отличает оригинальность формы, в которой этот результат выражен. В литературе творческий характер произведения определяют его оригинальностью, неповторимостью и уникальностью. Идеи, заложенные в произведении, не обязательно должны быть новыми, однако форма их выражения, будь то литературная или художественная, обязательно должна быть оригинальной.

3.Признаком, обязательным для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторского права, является объективная форма его существования. Пока произведение представляет собой систему образов, мыслей, идей автора в его сознании, пока оно не стало возможным для восприятия другими лицами, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в правовой охране. Пока произведение не проявилось вовне, оно не может составлять объекта авторского права. Сами идеи, понятия, факты не подлежат запрещению и могут свободно обращаться в обществе.

Авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и др. В связи с признанием программ ЭВМ и баз данных введена новая форма существования произведения – электронная. В законодательстве подчеркивается, что назначение и достоинства произведения не имеют значения для предоставления охраны по авторскому праву. Авторское право распространяется на произведения как обнародованные, так и не обнародованные, но выраженные в любой объективной форме. Под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом.

Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку произведения, цитировать его и осуществлять иные действия. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно ли оно обществу или нет. Для возникновения или осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем в случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказательства того, что именно он является создателем данного объекта авторского права. Таким доказательством может являться, например, документ о регистрации произведения в Комитете по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь или у нотариуса.

В числе результатов интеллектуальной деятельности есть такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К ним относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Способы охраняются нормами патентного права; другие – средствами правового института «ноу-хау». Неохраноспособны по авторскому праву факты, имеющие информационный характер.

Авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором выражено произведение, не связаны друг с другом. Право собственности на материальный носитель, в котором выражен оригинал произведения, как правило, принадлежит автору, который затем может продать его или подарить кому-либо. При этом такое распоряжение материальным объектом не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключением из данного правила составляют случаи перепродажи произведения изобразительного искусства, а также оригиналов рукописей писателей и композиторов через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. В этом случае автор имеет право на получение от каждого продавца вознаграждения в размере 5% перепродажной цены.

В перечень охраняемых авторским правом объектов входят:

1. Литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.). Под литературными произведениями понимаются любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относятся художественные, научные, учебные, публицистические произведения, выраженные в письменной, устной или электронной форме.

 

 

Как литературные охраняются следующие произведения:

А) книги, брошюры, статьи, иные произведения как художественного, так и научного содержания. Эти объекты относят к письменным произведениям;

Б) лекции, речи, выступления, проповеди и иные устные произведения. Охрана таких произведений средствами авторского права возможна, но достаточно сложна. Автор устного произведения, претендующий на его защиту, должен позаботиться о том, чтобы зафиксировать произнесенное им произведение на каком-либо материальном носителе;

В) произведения личного характера – письма, дневники, иные документы. Поскольку эти объекты носят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему людей, использование таких произведений как объектов права должно осуществляться с соблюдением права граждан, гарантированное Конституцией Республики Беларусь (ст. 28).

2. Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения. Эти произведения объединяет то, что все они предназначены для исполнения на сцене. Однако если драматическое произведение, содержание которого может быть изложено в словесной форме, можно отнести к произведению литературы, то музыкально-драматические произведения являются составными, части таких произведений могут использоваться самостоятельно.

3. Музыкальные произведения с текстом и без текста.В этих произведениях художественные образы выражаются посредством звуков, которые связаны между собой по законам мелодии, ритма и гармонии. Главным назначением музыкального произведения является его непосредственное восприятие на слух, поэтому основной объективной формой музыкального произведения является его исполнение. Исполнению музыкального произведения должно сопутствовать выражение его в форме записи на письме с помощью нотных знаков или в форме звукозаписи.

Видами музыкальных произведений являются:

– обработки;

– переложения;

– оркестровки;

– аранжировки;

– вариации.

4. Аудиовизуальное произведение (кино, теле-, видеофильмы; диафильмы и другие кино- и телепроизведения).Аудиовизуальное произведение определено как произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений, создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового восприятия. Аудиовизуальные произведения относятся к сфере так называемого «синтетического» искусства, объект которого благодаря творческому труду режиссера представляет собой «органическое соединение различных искусств или видов искусства в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов». Из числа последних могут быть выделены как самостоятельные объекты авторского права (например, сценарий, музыка), так и такие, которые не могут существовать вне самого аудиовизуального произведения (результат труда режиссера, оператора, артистов и др.).

Организационно-технические работы, а также выделение финансовых средств, необходимых для создания аудиовизуального произведения, осуществляется, как правило, производителем аудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание такого произведения.

5. Произведение скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства.Отсутствие законодательного определения произведения изобразительного искусства объясняют большим многообразием форм и технических способов выражения творческой мысли в таких произведениях. Как любой объект авторского права, произведение изобразительного искусства должно получить конкретное внешнее выражение. Но если рукопись литературного произведения, дискета или магнитная запись предназначена для размножения и распространения, то произведения изобразительного искусства создаются, как правило, в единственном экземпляре и приобретают качество уникальной вещи. Автор произведения изобразительного искусства с момента воплощения последнего в какой-либо объективной форме является субъектом как права собственности, так и авторского права на созданный им объект. Когда автор передает право на использование произведения изобразительного искусства, он остается автором произведения; право собственности на произведение изобразительного искусства переходит к пользователю. Между автором произведения изобразительного искусства и его собственником возникает авторское правоотношение с определенной для его участника совокупностью прав и обязанностей.

6. Произведения прикладного искусства.Являются разновидностью произведений изобразительного искусства. В юридической литературе указывают на два присущих этим объектам отличительных признака – утилитарность и художественность исполнения. Это означает, что произведения прикладного искусства как оригинальные художественные разработки воспроизводятся промышленным способом с целью создания товаров, предназначенных для удовлетворения культурных и бытовых потребностей людей. Такими товарами являются ювелирные и галантерейные изделия, иные изделия из металла, фарфора, кожи, кости, пластмассы и др. материалов. В юридической литературе произведения прикладного искусства определены как художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека.

Произведения прикладного искусства как объекты авторского права следует отличать от промышленных образцов охраняемых правом промышленной собственности.

7. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Эти произведения имеют двойное назначение, так как призваны удовлетворять как духовные, так и определенные материальные потребности людей. Авторским правом охраняются как сами произведения архитектуры, градостроительства выраженные в виде зданий, сооружений, садов, парков и т.д., так и эскизы, чертежи, планы, рисунки и иные разработки.

Произведения архитектуры пользуются охраной как результат творческой деятельности, причем оригинальность такого произведения должна отражать личный вклад автора как в графическое оформление произведения архитектуры, так и в его объемное оформление, которое проявляется в уже созданном объекте. В процессе проектирования и непосредственно строительства автору оригинального архитектурного произведения приходится решать определенные инженерно-конструкторские и даже научные задачи. Полученные результаты авторским правом не охраняются, так как авторским правом охраняется только форма произведения, но не его содержание.

8. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.Фотографические и им подобные произведения были выделены в самостоятельный вид охраняемых автором правом объектов уже в Положении об авторском праве 1911 г. До закона от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» в качестве условия охраны таких произведений действовало требование обязательного указания на каждом экземпляре фотографического или подобного ему произведения имени автора, места и года выпуска произведения в свет. В настоящее время такие формальности не требуются.

9. Карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.Существуют объекты авторского права с двойственным характером назначения, которые занимают промежуточное место между литературными и художественными произведениями. К таким произведениям относятся географические, геологические, астрономические карты, глобусы, рисунки по естествознанию. Охраняются такие произведения лишь в том случае, если они представляют собой результат творческого труда их составителя.

10. Компьютерные программы.Они были признаны объектами авторского права с принятием в 1996 г. Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Сложность выбора для компьютерных программ надлежащего способа правовой защиты обусловлена их спецификой как объектов права. Компьютерная программа имеет двойственный характер: содержание программы требует ее охраны средствами права промышленной собственности, а форма представления программы в виде совокупности команд и данных нуждается в охране авторским правом. Выбор авторско-правового способа защиты программ для ЭВМ объясняется тем, что именно этот способ выбран как основной для защиты программ для ЭВМ в большинстве государств и назван в тексте Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Компьютерная программа – упорядоченная совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая электронная документация. Согласно Договору ВОИС по авторскому праву, компьютерные программы охраняются как литературные произведения. Понятие «компьютерная программа» охватывается весь спектр программных средств, предназначенных для получения определенного результата с помощью ЭВМ и других аналогичных устройств. Компьютерной программой является как небольшая программа, созданная индивидуальным разработчиком, так и сложный программный продукт, разработанный организацией.

По своему назначению компьютерные программы можно разделить на три основные группы: операционные системы и сервисные программы, системы программирования и прикладные программы.

Текст компьютерной программы, изложенный на специальном языке программирования, называются исходным. Исходный текст может быть размещен в памяти компьютера или изложен на бумаге, опубликован и в таком виде отнесен к литературному произведению. Исходный текст должен быть обработан специальными средствами языка программирования и преобразован в совокупность цифровых кодов. Объектами авторского права являются любые компьютерные программы, независимо от их назначения и достоинства. Для предоставления им охраны не имеет значения, на каком языке программирования они написаны, изложены ли текст программы на исходном языке или в объектных кодах.

База данных – это объективная форма представления и организации данных, систематизированных определенным образом для возможности их обработки и поиска с помощью компьютера.

11. Другие произведения.Перечень объектов авторского права является открытым. Это значит, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется средствами авторского права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных в ГК видов произведений. Примером такого объекта может служить реклама. Согласно Закону РБ от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав.

Учитывая особенности деятельности артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций вещания, результаты их труда в Республике Беларусь охраняются средствами специального института смежных прав.

Под исполнением понимают представление произведения, фонограммы посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств.

Фонограмма определяется как любая исключительно звуковая запись исполненийили иных звуков либо отображение звуков. Фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение. Фонограмма – нематериальный носитель звукозаписи охраняемого произведения. Производителю фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование, то есть право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

- воспроизводить фонограмму;

- переделывать фонограмму;

- распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

- импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения;

- сдавать фонограмму в прокат;

- доводить до всеобщего сведения фонограмму таким образом, чтобы она была доступна для публики из любого места и в любое время.

Определение передачи в эфир содержится в Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Согласно этой конвенции передача в эфир означает передачу звуков или изображений беспроволочными средствами для приема публикой.

Передачей организации эфирного или кабельного вещания является передача, созданная как самой организацией эфирного или кабельного вещания, так и по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией. Организации эфирного вещания принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Предоставление охраны объектам смежных прав осуществляется в зависимости от следующих критериев: гражданства субъекта смежных прав, если речь идет о физическом лице, или официального местонахождения юридического лица и места первого опубликования фонограммы. Гражданский кодекс определяет сферу действия смежных прав в отношении исполнений и постановок, в отношении фонограмм, в отношении передач эфирного или кабельного вещания. Охране подлежит не только живое исполнение, но и исполнение, записанное на фонограмму, а также не записанное на фонограмму, но включенное в передачи в эфир или по кабелю. Если исполнителем или изготовителем фонограммы является гражданин Республики Беларусь, а в отношении фонограмм – юридическое лицо, имеющее официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, то его исполнение, постановки и изготовленные им фонограммы охраняются независимо от места их первого исполнения или опубликования. Если исполнители и изготовители фонограмм впервые осуществляют исполнительскую деятельность или публикуют свои фонограммы на территории Республики Беларусь, то охрана таким исполнениям и фонограммам предоставляется независимо от гражданства исполнителя или места нахождения юридического лица. Охране подлежат фонограммы, опубликованные на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве. Для предоставления охраны передачам эфирного и кабельного вещания необходимо, чтобы организация имела официальное местонахождения на территории Республики Беларусь и осуществляла передачи с передатчиков, расположенных на территории республики.

Не являются объектами авторского права:

· Официальные документы (законы; судебные решения; иные тексты законодательного, административного и судебного характера);

· Государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

· Произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.

Авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

Субъектами авторского права являются обладатели субъективных авторских прав и носители субъективных обязанностей в правоотношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и ис­кусства. Субъектами авторского права являются:

авторы (граждане Беларуси и иностранцы), их на­следники и иные правопреемники,

Республика Беларусь.

Не все субъекты авторского права пользуются одинаковыми правами на одно и то же произведение. Одни субъекты обладают авторским правом на произведение в силу факта его создания, другие приобретают определенные авторские правомочия в порядке наследования, по авторскому договору или иным основаниям. В связи с этим различают субъектов первоначального производного авторского права.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона от 11 августа 1998 г. автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Термин «автор» не применяется ни к юридическим лицам, ни к наследникам, ни к иным пра­вопреемникам автора. Из текста закона следует, что авто­ром является физическое лицо, создавшее оригинальное произведение, составившее сборник или иное составное произведение, осуществившее перевод, аранжировку или другую переработку оригинального произведения.

Создание произведения как юридический факт, порождающий определенные правовые последствия, является фактическим действием, к которому неприменимы требования, установленные законом в отношении юридических сделок (о воле, волеизъявлении, пороках воли и проч.). Иначе говоря, деятельность по созданию произведения относится к таким правомерным действиям, которые име­нуются юридическими поступками.

Поскольку фактические действия могут совершать и недееспособные лица, и лица, ограниченные в правоспособности, конкретные авторские права могут возникать у любого лица, независимо от его возраста и дееспособности.

Автором или обладателем исключительного права на произведение является то лицо, чье имя или наименование значится на произведении.

При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Авторское право может принадлежать нескольким лицам – соавторам. Для объектов авторского права, созданных коллективным трудом, очень важно, чтобы были четко определены условия возникновения соавторства, права и обязанности соавторов и их наследников по отношению к произведению в целом и его частям, а также мера ответственности каждого из соавторов по обязатель­ству, вытекающему при использовании созданного в соав­торстве произведения (коллективного произведения).

Соавторство может заключаться как в выполнении соавторами однородного по своему характеру труда, так и в выполнении несколькими лицами труда, различного по своему творчес­кому характеру. Например, музыку балета пишет компози­тор, а постановку осуществляет хореограф.

В юридической литературе выделяют два вида соав­торства:

• нераздельное;

• раздельное.

Нераздельное соавторство возникает в отношении про­изведения, составляющего одно неразрывное целое. При таком соавторстве выделить долю каждого автора в произ­ведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на все произведение в целом и на каждую его часть. С создателями такого произведения заключается, как правило, один авторский договор. В слу­чае нарушения кем-либо из соавторов обязательств, свя­занных с созданием произведения, весь авторский коллектив несет за это ответственность.

При раздельном соавторстве единое произведение состо­ит из частей, имеющих самостоятельное значение, причем известно, кем из соавторов эти части созданы.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значе­ние, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Все специалисты, исследовавшие проблему соавтор­ства, сошлись во мнении, что, во-первых, соавторство не создается оказанием организационной или технической помощи автору, во-вторых, участие в создании коллектив­ного произведения должно быть добровольным, принужде­ние к соавторству – уголовно наказуемое деяние. В-третьих, оно должно быть творческим. Мнения ученых расходятся по вопросу, является ли необходимым условием для соавторства предварительное соглашение нескольких лиц для создания коллективного произведения. Одни отвечают на вопрос положительно, другие – отрицательно.

Правильным, на наш взгляд, является мнение тех ученых, которые считают, что необходимым условием возникновения соавторства является заключенное между ними соглашение, которое должно рассматривать волеизъявление авторов, направленное на совместную, четкую работу над произведением. Соглашением с соавторами могут быть определены способы использования произведения в целом, границы прав отдельных соавторов в отношении частей, имеющих самостоятельное значение, способ указания имен при обнародовании произведения, порядок распределения вознаграждения между соавторами и т.д.

В Законе от 11 августа 1998 г. сказано, что авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Наследники автора и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав (п. 1 ст. 24). Закон не дает ответа только на вопрос: переходит ли по наследству право на обнародование, включая право на отзыв.

Приобретенное наследниками авторское право на про­изведения умершего автора способно к дальнейшему пере­ходу в порядке наследования. Проблема способности перехода авторского права по наследству от наследников автора к их наследникам одно время была предметом острой дискуссии. Оставляя без анализа высказывания ее участников, следует подчеркнуть, что в ряде случаев авторское право на произ­ведения умершего автора может оказаться у лиц, совершен­но посторонних для умершего. Например, если вдова писателя снова выйдет замуж, то после ее смерти авторское вознаграждение за переиздание произведений умершего автора будет получать ее второй муж, который к писателю никакого отношения не имеет.

При разделе наследства, в состав которого входит авторское право, необходимо учитывать следующие особен­ности последнего как наследуемого имущества: во-первых, оно не подлежит имущественной оценке, во-вторых, не все личные неимущественные права наследуются; в-третьих, раздел в натуре полученного по наследству авторского права, как и раздел неделимых вещей, невозможен. Поэто­му унаследованное авторское право в полном объеме оста­ется за всеми наследниками либо за некоторыми из них, либо выделяется одному из наследников. В последнем случае тот наследник, который получит по наследству авторское право, обязан выплатить соответствующую компенсацию другим наследникам. Если наследников несколько, говорят о соответствующей доле каждого из них в авторском праве.

Субъектами первоначального авторского права могут быть не только физические, но и юридические лица на правах юридического лица, возникновение которого не связано с заключением авторского договора или универсальным правопреемством. Само юридическое лицо совершает определенные действия творческого характера с целью создания нового объекта на основе уже опубликованных произведений. К таким действиям относятся:

• подбор и расположение материалов,

• подбор и организация данных, в том числе и на магнитных носителях.

Субъектами авторских прав могут быть иные правопреемники. Термин «иные правопреемники» появился в отечественном законодательстве в 1974г. Это связывают с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве, выделением лиц, к которым в соответствии с законом или договором переуступались отдельные авторские правомочия, в отдельную категорию субъектов авторского права в отличие от субъектов первоначального авторского права и их наследников.

Согласно современной доктрине в роли иных правопреемников авторов выступают организации и учреждения, а также физические лица, к которым переходят по договору права на использование произведения. Следует согласиться с господствующим в литературе мнением, что правопреемники владеют авторскими правами не в полном объеме. К ним не могут перейти ни по каким основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя.

Еще в ГК БССР 1964г. отмечалось, что авторское право переходит к государству:

1) от юридического лица в случае его ликвидации;

2) в случае принудительного выкупа у автора или его наследников;

3) при объявлении произведения, в отношении которого истек срок авторского права, достоянием государства авторское право, завещанное государству, прекращалось.

Согласно современной теории и действующему законо­дательству авторское право относится к категории исклю­чительных. Это значит, что в течение определенного времени автору произведения науки, литературы и искус­ства, его наследнику или иному правопреемнику принадле­жит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом, все третьи лица должны воздерживаться от совершения аналогичных действий.

В конце XIX в. сложилась дуалистическая концепция авторского права, согласно которой автору в отношении его произведения принадлежат две группы прав различной природы и назначения: моральные (в отечественной литера­туре - личные неимущественные), выражающие интересы создателя произведения как личности, и имущественные, определяемые как исключительное право использовать произведение любым способом. Позже эта концепция была принята законодателями большинства государств, в том числе и Республики Беларусь.

Имущественные права.

Согласно ст. 16 закона от 11 августа 1998 г. автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осу­ществлять или разрешать осуществлять следующие дей­ствия:

• воспроизведение произведения;

• распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи пра­ва собственности;

• прокат оригиналов или экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляров указанных произведений;

• импорт экземпляров произведения;

• публичный показ оригинала или экземпляра про­изведения;

• публичное исполнение произведения;

• передачу произведения в эфир;

• иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

• перевод произведения на другой язык;

• переделку или иную переработку произведения.

Исключительное право на использование принятого архитектурного проекта означает право его автора требо­вать от заказчика предоставления ему права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или соору­жения, если иное не предусмотрено договором.

Перечень действий, определенных в п. 1 ст. 16 Закона от 11 августа 1998 г., является закрытым. Это значит, что совершение в отношении какого-либо произведения дей­ствий, отличных от перечисленных в названной статье, не будет считаться нарушением авторского права.

Срок действия авторского права

По общему правилу право авторства, право на имя и право на защиту репутации охраняются бессрочно; имущественные права действуют в течение всей жизни автора и после его смерти 50 лет; имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов (ст.22). Для анонимных произведений или произведений под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения или с момента первого доведения произведения до всеобщего сведе­ния с согласия автора в форме иной, чем опубликование.

Исчисление сроков охраны авторских прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

По истечении срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав эти объекты переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения, однако при условии соблюдения личных неимущественных прав.

 

План

3.1 Общие положения и законодательство о праве промышленной собственности.

3.2 Объекты права промышленной собственности.

3.3 Субъекты права на охраняемые объекты права промышленной собственности.

3.4 Права автора объекта промышленной собственности. Права патентообладателя на объект промышленной собственности.