Правление Федора Ивановича и Бориса Годунова

После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол взошел его второй сын Федор Иванович (1584-1598), малоспособный к управлению государством. В ходе борьбы за влияние на царя выдвигается на первый план царский шурин Борис Федорович Годунов, который становится фактически соправителем при Федоре Ивановиче.

После смерти бездетного царя, последнего из года Рюриковичей, в 1598 году был избран Земским собором сам Борис Годунов (1598-1605). Впервые на трон вступил не природный, а избранный царь. При Фёдоре Ивановиче и Борисе Годунове в Москве в 1589 году было учреждено Патриаршество (русская православная церковь окончательно становится самостоятельной). При Годунове наметилось сближение с западом. В развитии крепостного законодательства в 1592 году были составлены писцовые книги, по которым возникла возможность установить принадлежность крестьянина к феодалу и организовать розыск беглых. Окончательно отменен Юрьев день и окончательно установлены Заповедные лета. В 1597 году введен пятилетний срок сыска беглых крестьян (Урочные лета), в 1607 году учреждён 15-летний срок сыска беглых крестьян.

Причины смуты:

ü пресечение династии Рюриковичей, ослабление монархии и центральной власти;

ü экономический кризис, «Поруха 70-80-х годов 17 века»;

ü налоговый и феодальный гнет, закрепощение крестьян;

ü противоречия между вотчинниками и помещиками в борьбе за рабочие руки, борьба боярских кланов за власть;

ü духовный кризис общества;

ü иностранная интервенция;

ü идеология Православной церкви, окруживший царский престол ореолом святости, отсюда широко распространяется в народе легенда о пришествии царя-избавителя.

Положение осложнилось гибелью при невыясненных обстоятельствах в 1591 году гибели в Угличе Царевича – Дмитрия, младшего сына Ивана IV. Широкое распространение получили распространение слухи о причастии Бориса Годунова к этой смерти, так как Дмитрий мог стать его конкурентом в борьбе за власть.

Непосредственным толчком к смуте стал страшнейший голод 1601 года, который был воспринят как Божье наказание за появление нечистого царя (Бориса Годунова). Таким образом, кризис вылился в новую еще более острую и открытую форму, Смуту. Смута – это глубочайший структурный кризис, охвативший все стороны жизни русского общества начала 18 века и вылившийся в полосу провальных конфликтов, борьбу за национальную независимость, в «смущение умов», те резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

По словам немецкого исследователя Шульца-Геверница, « еще бы немного и Россия сделалась бы провинцией какого-либо европейского государства, как это было с Индией». Катастрофическая ситуация сложившаяся к концу 1610 года всколыхнула патриотические настроения. В 1611 году было создано первое народной ополчение, которое распалось из-за внутренних разногласий и неорганизованности. В 1612 году было создано второе народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Ополченцы освободили Москву от поляков 22-26 октября (4-7 ноября).